Страничка воспитателя

ГБДОУ 

детский сад № 120 

Фрунзенского района СПб

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Страничка воспитателя

 

 

 

  

Воспитатель ГБДОУ № 120

Бородина Алена Игоревна 

декабрь 2020

Роль игры в адаптации детей младшего дошкольного возраста

 

    Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду» и что нужно сделать, чтобы она прошла наиболеегладко и комфортно для  малыша? Адаптация ребенка к новым для него условиям - тяжелый иболезненный процесс. Процесс, который сопровождается чаще всего стрессом. Поэтому, сделать процессадаптации малыша, впервые пришедшего в новую группу, к новым воспитателям, поможет правильноорганизованная игровая деятельность.

   Игра для маленьких детей является основным видом деятельностидошкольного возраста. Играя, дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Какая бы не была система,игре выделяется почетное место. Ребенок уделяет играм огромное внимание, для него это не простоинтересное время препровождение, с помощью игры ребенок моделирует, выстраивает свои отношения с взрослыми и сверстниками. Дети, несомненно, любят придумывать самостоятельные игры и воплощают их в действии.

    Игра является неотъемлемой частью потребности растущего детского организма. В игре развиваетсяфизическая сторона ребенка, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива и самостоятельность. В игре ребенок делает открытия того, что уже известно взрослому.

    Желание играть умладших дошкольников необходимо использовать в целях решения определенных образовательных задач, игру используют как средство обучения и воспитания. Детские игры созданы длявсестороннего развития и подготовки к жизни. Ведь, в сюжетно-ролевой игре они используют,собственный, личный  опыт, макет общения родителей в той или иной ситуации.

    В своей работе, мы используемигры на расслабление, отвлечение, на налаживание эмоционального фона ребенка.

    Ниже представлен примерный список игр:

    ИДИ КО МНЕ

Воспитатель отходит от ребенка на небольшое расстояние, и  ласково называя, зовет к себе: «Иди ко мне,мое солнышко!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Вот мое солнышко, Анечка или Пашенька"

    ПРИШЕЛ КОТ ВАСЬКА

Воспитатель приносит игрушку Кота, рассматривает её с детьми. Кот начинает греметь погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с ним встряхивают погремушки и прячут их за спиной.

    МЯЧИК

Дети рассаживаются полукругом на стульчиках, воспитатель располагается напротив детей и держит мяч, называет свое имя и имя того, кому катит мяч. Таким образом, дети быстрее запоминаютимя воспитателя и имена своих сверстников.

 

 

 

Воспитатель ГБДОУ № 120

Каймакан Марина Николаевна 

октябрь 2020

Об особенностях развития памяти

    Вот и наступила эпоха информационных технологий. Многие считают, что теперь незачем запоминать лишнюю информацию. Любую необходимую информацию можно найти в интернете. Номера телефонов можно хранить в телефонной книжке. Но представьте себе педагога, который во время занятия будет шерстить огромное информационное поле интернета в поисках нужной информации. А водитель, который будет искать инструкцию вождения того или иного автотранспортного средства в «ОК Гугл». Ну а высшим пилотажем будет, если хирург во время операции будет гуглить «Какой орган как выглядит и где его искать?».  Представили? И как вам такая картина? Нет! Мы не должны этого допустить. А значит надо развивать память.

Память – это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.

Умение – особый способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков.

Навык – способность деятельности, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.

Как видите, без памяти невозможно воспроизвести элементарные действия. Для того чтобы наша память нас не подводила, необходимо постоянно её развивать. Начинать развитие памяти нужно с самого раннего возраста. Что даёт возможность применять полученные навыки в будущем.

    Как же её развивать? – спросите вы. Если в младенчестве ребёнком занимаются родители, то потом в детском саду к развитию его памяти подключаются воспитатели и специалисты. В дошкольном возрасте ребёнок активно развивается, а вместе с тем развивается и память. У ребёнка раннего дошкольного возраста ведущей памятью является наглядно - образная. Ребёнок запоминает то, что вызывает у него эмоции: яркие картинки, предметы, запахи, звуки и т.д. Ребёнок в этом возрасте не может целенаправленно запоминать ту или иную информацию. Мы должны ему помочь в этом, акцентируя его внимание на яркие цвета, звуки, вызывать эмоции, которые, конечно же, должны быть  положительными. Дети дошкольного возраста очень любят играть. Мы можем давать информацию через игру, вовлекая ребёнка и давая ему самовыразиться.

Чем старше становится ребёнок, тем лучше работают процессы запоминания. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка развивается двигательная память, благодаря которой ребёнок запоминает сложные движения. Существует множество методов и приёмов развития памяти. Развивая память крохи, мы готовим его к учёбе в школе.

 

 

Воспитатель ГБДОУ № 120

Рогозина Дарья Андреевна 

Март 2020         

 

Роль изобразительной деятельности в развитии детей младшего возраста

    Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. М. Озерова считает, что детское рисование не просто вид творчества, это способ самовыражения без слов, рассказ о переживаниях, которые ещё сложно осознать, непосредственная передача своего состояния с помощью художественных средств. Г. Рид истолковывал детское творчество как выражение врожденных и подсознательных сил и, отвечая на вопрос «Что рисует ребенок?», даёт ответ: «Ребенок рисует то, что чувствует».

    В младшем возрасте зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация и конструирование.

    Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ, включающая в себя лепку, аппликацию, рисование дарит ребенку радость познания и творчества. Испытав однажды, дошкольник будет стремиться вновь и вновь передавать свои чувства, переживания и новые открытия в своих рисунках, аппликациях, поделках.

    Изобразительная деятельность ребенка, которой он начинает овладевать нуждается в квалифицированном руководстве со стороны взрослого, который не только создает благоприятные условия для своевременного появления её предпосылок, но и активно воздействует на процесс обогащения сенсорики дошкольника. В 3,5 – 4 года дети правильно держат карандаш и свободно манипулируют им. В этом возрасте технический уровень рисунков – низкий, но рисуя, ребенок учится видеть мир во всем многообразии цвета. Родителям стоит внимательно слушать рассказы ребенка и задавать наводящие вопросы, интересоваться героями, сюжетом, деталями. 

   Исследования психологов показывают, что большое значение для овладения деятельностью учения имеет сформированность у детей образных представлений, которые наиболее успешно формируются в процессе изобразительной деятельности. Психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и др.) подчеркивали, что для успешной изобразительной деятельности необходимо сформировать наглядно – образное мышление для создания неповторимых образов.

   Таким образом, искусство способствует всестороннему развитию детей, формированию творческой личности.

 

 

 

 Воспитатель ГБДОУ № 120

Жукова Евгения Михайловна 

Ноябрь 2019         

  Дидактическая игра

как средство математического развития детей раннего возраста

 

    Развитие элементарных математических представлений - это важная часть интеллектуального и  личностного развития детей.

Математическое развитие в раннем возрасте рассматривается в рамках сенсорного развития, то есть представляет собой  формирование у детей сенсорных эталонов – некоторых особенностей формы предметов, величины, количества, расстояний, ориентировки в пространстве  и т. д.

    Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни; её изучение играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, логическое мышление, влияет на усвоение других дисциплин.

   Развитие элементарных математических представлений у детей раннего возраста невозможно без применения дидактических игр, при этом быстрее усваивается материал, повышается интерес к восприятию познавательного материала. Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению уже имеющихся представлений о предметах; развитию памяти, внимания, наблюдательности.

   Использование дидактических игр позволяет детям применить наглядность материала, что важно для детей раннего возраста, при этом ребёнок принимает активное участие в познавательном процессе.

  Игра – естественный способ развития ребенка.  Только в игре ребёнок легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые знания и навыки, учится анализировать и размышлять.

  Овладевая в дидактической игре эталонной системой величин, форм, количеств, расстояний, ориентировки в пространстве и др., ребёнок учится оптимально воспринимать окружающую действительность.

 

 

 

        

Воспитатели ГБДОУ № 120 Соболева Елена Сергеевна, Спиридонова Светлана Германовна

Музейно – образовательное пространство как способ формирования патриотических чувств воспитанников

 

    Музейная педагогика в настоящее время имеет большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания, также большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. В связи с этим, а также исходя из целевых ориентиров ступеней дошкольного образования, нужно, чтобы был качественный подход к организации этой деятельности.

    Исследования Р.И.Жуковской, Е.И.Радиной и других авторов говорят о том, что детям дошкольного возраста доступны общеисторические сведения. Но понимание, что такое Родина у дошкольников своеобразно, оно тесно связано с представлениями о том, что ему особенно близко и дорого, с любовью к родным, к природе и окружающему миру. А средство пробуждения у детей патриотических чувств – детский музей, музей сделанный руками детей и родителей, одним словом, музейная педагогика.

    Можно задать вопрос, нужен ли музей современному ребёнку? Как он может повлиять на его познавательно-речевое развитие? Мы хорошо знаем, что современные дети живут в эпоху развития информационных технологий, они любознательны, активны, с удовольствием познают окружающий мир посредством компьютера, но он не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников. И здесь основным средством развития познавательной сферы дошкольника выступает музей, организованный в ДОУ в рамках музейной педагогики.

    С педагогических позиций меняется подход к деятельности музея. Это позволяет говорить о его новой функции - социокультурной (музей располагает истинными ценностями). В 20 веке заметно возросла роль именно детского музея, т.к. привлекают значительно большее число посетителей.

   В современном понимании «музей» это — «учреждение, занимающееся изучением, собиранием, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью» (толковый словарь Ожегова).

    Фундаментом музейной педагогики является нравственное воспитание, духовность и эстетическое воспитание. Это как раз и способствует рождением основной идеи – интеграции музея и воспитательно – образовательного процесса дошкольного учреждения. Музей в ДОУ - это специально организованное пространство всего детского сада, а может и группы, которое будет способствовать расширению кругозора детей и взрослых, повышению образованности, а также приобщению к вечным ценностям и привитию патриотических чувств.

   Целью музейно – образовательной среды  является – создание условий, которые будут обеспечивать нравственно – патриотическое воспитание и развитие предпосылок гражданского поведения детей дошкольного возраста. Создание мини-музеев в группах более чем актуальна.

    Тематика мини-музеев может быть различной:

·           «Деревянных изделий»,

·           «Кукол»,

·           «Лошадок»,

·           «Колокольчиков»,

·           «Мир транспорта»,

·           «Русские народные сказки»,

·           «Зайчат» , «Лягушат», «Слоников», «Мишек»,

·           «Тик-так»,

·           «Мир камней»,

·           «Матрёшки»…

    Привлекая родителей к созданию в ДОУ мини — музеев является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, в итоге: родители от наблюдателей педагогического процесса постепенно переходят к позиции инициаторов и активных участников. Таким образом, музейно-педагогическая работа в детском саду — это симбиоз творческой деятельности всех участников педагогического процесса. Он направлен на ознакомление с окружающим миром, приобщение к системе общечеловеческих ценностей, на обогащение эстетических представлений и формирование художественного вкуса. Музейная педагогика должна служить комплексному развитию, воспитанию патриотизма, гражданственности и духовности дошкольников.

2019 год

 

 

Воспитатели ГБДОУ № 120 Головкина Марина Алексеевна, Соколова Ольга Ивановна

Учитель-логопед ГБДОУ № 120 Дятлова Жанна Валентиновна

 

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста приставочными глаголами

 

    Для свободного владения речью ребёнок, прежде всего должен обладать достаточно большим запасом слов. Чем больше в его словаре будет существительных, глаголов, прилагательных, наречий, тем точнее и полнее он сможет выражать свои мысли, тем легче ему будет общаться при помощи устной речи, а в дальнейшем овладеть и письменной речью. По этой причине на специальные упражнения и игры по обогащению словарного запаса не следует жалеть сил и времени, тем более что результаты таких упражнений не заставят себя долго ждать. В данной статье мы хотим предложить вашему вниманию игры и упражнения по обогащению словарного запаса ребёнка глаголами и словообразованию глаголов. Необходимость обогащения словарного запаса глаголами объясняется их важной ролью в предложении. Ведь вся наша жизнь и жизнь окружающей нас природы связаны с непрерывным движением, с какими то изменениями, событиями. Без глагола нельзя построить почти ни одного предложения. Бесконечно обеднённой выглядит речь ребёнка, не располагающего достаточно большим и разнообразным запасом глагольных слов. Итак, вашему вниманию предлагаются различные игры, стихи, упражнения, позволяющие ввести в речь ребёнка приставочные глаголы.

 

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Ребёнок, поймав мяч, произносит глагол с противоположным значением.

Заходит-выходит

Залетает-вылетает

Забегает-выбегает

Насыпает-высыпает

Закрыл-открыл

Подъехали-отъехали

Положил-выложил

Закопал-выкопал

 

Игра «Медленный-быстрый»

Инструкция:»Мальчик Вася всё делает медленно, а ты можешь сделать быстро и правильно. Я буду рассказывать про Васю, а ты расск4ажи о себе»

Вася рисует, а ты уже…(нарисовал)

Вася читает, а ты уже…(прочитал)

Вася ломает палку, а ты уже…(сломал)

Вася пишет записку, а ты уже…(написал)

Вася стирает носки, а ты уже…(выстирал)

Вася считает, а ты уже…(сосчитал)

Вася ужинает, а ты уже…(поужинал)

 

Игра «Добавь словечко»

Педагог произносит незаконченное предложен6ие, а ребёнок добавляет глагол, подходящий по смыслу.

На крылечко заходят, а на дерево….(залезают)

Через дорогу переходят, а через речку…(переплывают)

Воду в банку наливают, а крупу…(насыпают)

Молоко нечаянно пролили, а соль…(рассыпали)

Машина к гаражу подъезжает, а катер к берегу…(подплывет)

Ушами не всё расслышали, а глазами не всё…(рассмотрели)

Бабушка шарф связала, а платье…(сшила)

 

Игра «Чем всё закончилось?»

Инструкция: «Послушайте и скажите, чем всё закончилось»

Мама кашу солила-солила и …(пересолила)

Коля котлеты ел-ел и …(переел)

Папа через реку плыл-плыл и …(переплыл)

Толя доску пилил-пилил и …(перепилил)

На нашей улице дом строили-строили и …(построили)

Кошка на дерево лезла-лезла и …(залезла)

Сын рос-рос и папу…(перерос)

 

Игра «Внимательные ушки»

Инструкция: «Послушайте стихотворение. Когда услышите слова, похожие на слово летать, хлопните в ладошки.

Птицы могут летать высоко, пролетать над озёрами синими, улетать из гнезда далеко, ввысь взлетать над горами красивыми, облетать они могут лес, залетать за башни высокие, подлетать под низкий навес и слетать с крыш в ямы глубокие.

 

Игра «Помощники»

Инструкция:«Помогите мне придумать слова, похожие на слово ходить. Я буду говорить начало слова, а вы по очереди добавляйте слово ходить.

За…ходить, пере…ходить, вы…ходить, у…ходить, на…ходить, про…ходить, об…ходить.

Детям предлагается придумывать слова, похожие на слово копать.

 

Игра с водой.

Педагог предлагает детям поиграть с водой. Называет действия, их ребёнок должен выполнить и сообщить об этом. Ставит перед ребёнком стакан, чашку и баночку, в которую налита вода.

Педагог: «Налей воды из баночки в чашку. Из баночки отлей воды в стак4ан. Из чашки перелей воду в стакан. Долей в стакан воды из банки. Из стакана вылей воду в банку. Полей цветок.»

Ребёнок говорит о выполнении действия.

 

Игра «Путешествие машинки»

Для игры нужно сделать импровизированный гараж для машинки, дорогу, мост. Поставить на пути машинки дерево, можно положить на дорогу лужу.

Сначала педагог рассказывает о передвижении машинки, а ребёнок добавляет глаголы, похожие на слово ехать. Затем дети выполняют действия с машинкой и самостоятельно повторяют рассказ о ней.

«Жила-была в гараже машинка. Ей стало скучно, и она решила попутешествовать. Машинка из гаража выехала, по дороге поехала, к мосту подъехала, на мост заехала, по мосту проехала, с моста съехала, по дороге снова поехала, до дерева доехала, вокруг дерева объехала и обратн6о в гараж поехала.»

 

Игра «Путешествие бабочки»

Инструкция: «К нам в группу залетела бабочка. Помогите мне придумать рассказ о том, как она путешествовала».

«Бабочка к нам в группу…залетела. По группе …полетала. К Маше….подлетела и на Машу …села, с Маши….слетела и на Катю…перелетела, посидела. Вокруг Кати…облетела и к Маше…улетела. Над Машей…полетала и в окно снова…улетела.»

 

Игра «Сочинители»

Педагог читает текст, а дети добавляют однокоренные приставочные глаголы, подходящие по смыслу.

«Захотел зайчик капусты и решил отправится в деревню на огород. Вот зайчик из леса…выбежал, до деревни…добежал, к огороду…подбежал. Вокруг огорода  обежал, увидел капусту и в огород…забежал. Заяц капусту грыз, грыз ,наелся, из огорода выбежал и к лесу обратно …побежал»

Можно предложить детям придумать рассказ о том, как дети гуляют на участке: «Света на участок…пришла, к качелям подошла, покачалась, слезла и от качелей отошла, вокруг домика обошла и к веранде пошла, на веранду зашла и стала там играть с куклами». Педагог: «А Денис и Витя любят на прогулке бегать. Давайте расскажем, как гуляли эти мальчики.»

 

Игра с картинками «Найди пару»

Для игры используются парные картинки. Педагог выкладывает картинку, где действие ещё совершается, а ребёнок среди своих картинок находит ту, где данное действие уже завершено. Парные картинки могут содержать противоположные действия.

Мальчик красит забор - Мальчик покрасил забор.

Ребёнок строит башню. – Ребёнок построил башню.

Девочка рисует бабочку. – Девочка нарисовала бабочку.

Парные картинки могут содержать противоположные действия.

Дедушка заходит в дом – Дедушка выходит из дома.

Мальчик наливает воду в ведро – Мальчик выливает воду из ведра.

2019 год

 

 

 

Воспитатели ГБДОУ № 120 Данилова Татьяна Валерьевна, Гончарова Наталья Александровна 

 

Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить

 

«Хорошая сказка- творит настоящее чудо»

    Как помочь родителям дошкольников разобраться: «Что такое терапевтические сказки? И как вместе с ребенком сочинить сказку да не простую, а терапевтическую сказку?».Что такое терапевтическая сказка?

    Терапевтическая сказка- это сказочная история,построенная определенным образом с учетом конкретных страхов и особенностей ребенка. В таких историях очень важен главный герой,который встречается со своими страхами лицом к лицу. Дети с большим удовольствием воспринимают истории, где есть персонажи с теми же самыми проблемами, что и у них. У детских психологов существует много способов для лечения детских страхов, но один из самых любимых форм работы является –сказкотерапия. Самое главное в этих сказках то,что в конце любой истории главный герой преодолевает все препятствия и побеждает страхи. Именно при помощи сказки дети в игровой манере избавляются от страхов. Хорошая сказка –творит настоящее чудо!!! Многие родители задают вопрос: «Откуда же появляются страхи у ребенка?». Ведь он живет в благополучной среде,его любят и заботятся о нем. Но как показывает практика дети часто фантазируют и придумывают их сами. И чтобы помочь детям избавится от страхов для этого придумали эти замечательные сказки. Сказка для ребенка-это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребенка,истинно сказочной атмосферы. Уважаемые родители, вам приходится сталкиваться с тем, что ребенку задают домашнее задание «Придумать сказку или прочитать и пересказать». Вот лишь несколько советов «как правильно прочитать или сочинить свою терапевтическую сказку».

    Читая сказку,используйте эмоциональные средства-это выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты,использование игрушек, ярких иллюстраций.

    После прочтения, побеседуйте с ребенкомпосодержаниюсказочногопроизведения используя вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки.

Примерные вопросы:

1.         О чем сказка?

2.         Что заполнилось больше всего?

3.         Какие герои заполнились?

4.         Почему?

5.         Что случилось с тем или иным персонажем?

6.         Какие чувства возникли во время чтения?

7.         В какие моменты было радостно?

8.         В какие грустно?

9.         Было ли жалко кого-нибудь?

10.     Какие чувства,какое настроение после сказки?

11.     Случается ли такое по –настоящему?

12.     Чему мы можем научиться у этой сказки?

 

    Побеседовав с ребенком о прочитанной сказке, предложите сочинить на подобие или свою собственную сказку и сделайте с ребенком книжку –самоделку. Еще хотим вам предложить в помощь схему составления сказки:

1.         Для начала нужно выбрать героев сказки.

2.         Затем придумываем зачин-начало сказки «Жили-были» и т.д.

3.         Дать характеристику героям (наделить их характером, темпераментом).

4.         Затем сталкиваем героев с проблемой, трудностью, конфликтом.

5.         Описываем реакцию героев на случившееся.

6.         Далее герои начинают искать выход из ситуации, пробуют решить свою проблему.

7.         В итоге герои должны справиться с ситуацией, найти верное решение.

8.         Сказочная развязка (герои получают награду, и сказка приобретает счастливое завершение)

    Еще хотелось бы сказать пару слов про возрастные особенности детей, про которые нужно всегда помнить взрослым читая ребенку какую-либо сказку. Дети от 3до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных и взаимоотношениях людей и животных лучше всего предадут маленьким детям жизненный опыт. Начиная с 5 лет детям наиболее увлекательны волшебные сказки, из которых в опыт детей поступает жизненная мудрость, информация о духовном развитии человека, о том, как он познает мир.

2019 год

 

 

Воспитатели ГБДОУ № 120 Ворцепнёва Татьяна Олеговна, Голубева Мария Дмитриевна

Возрастные кризисы детей дошкольного возраста

 

    Рано или поздно все родители сталкиваются с такими ситуациями, как негативное поведение ребёнка, связанное с истериками. И так как родитель себя поведёт и будет зависеть частота их повторения. Если ребёнок истерически кричит и не хочет успокаиваться, если в ответ на ваши просьбы делает всё наоборот, если что-то требует и это требование переходит в крик, а затем в истерику – это свидетельствует о том, что ваш ребёнок переживает кризисный период.

    Каждый человек проходит возрастные кризисы так как это этапы взросления, которые сопровождаются изменениями психических и физиологических процессов. Но любой кризисный период сменяется периодом стабильности. Общая черта всех возрастных кризисов, проходящих в период развития ребёнка – это ХОЧУ быть самостоятельным и независимым, но пока НЕ МОГУ. Рассмотрим несколько кризисов.

    Кризис 1 года очень часто остаётся незамеченным, хотя родители отмечают, что у малыша появляются первые попытки отделиться от мамы. В этом возрасте у ребёнка многое меняется. Он начинает ходить, говорить, использовать различные предметы по назначению. Но главное это автономная речь. Такая речь считается переходным этапом от неречевого развития к речевому. Родители должны разговаривать со своим чадом внятно и чётко. Итог этого кризиса – потребность в общении. Могут проявляться упрямство, плаксивость, капризность. Но эти проявления пока ещё не смелые и могут быть единичными. Главное для родителей – не поддаться.

    Кризис 3-х лет, «Я – сам», один из самых известных. Истерики для достижения, желаемого самые распространённые его проявления. У ребёнка появляется стремление к самостоятельности и независимости, впервые возникает чувство гордости за собственные достижения. Ребёнок активно разговаривает и действует с окружающими предметами. Малыш очень подвижен. Главное для родителей не проявлять гиперопеку, а разрешить малышу принимать самостоятельные решения. Для этого возраста характерны следующие отрицательные проявления: негативизм, упрямство, протест. Для родителей важно помнить, что если к 4-ём годам проявление этого кризиса не стало меньше, то это уже повод, чтобы задуматься…

    Кризис 7-ми лет связывают со школьным периодом, с поступлением ребёнка в школу. К этому времени у детей должна сформироваться инициативность. Ребёнок начинает переживать о результате своих действий, о том, как воспримут его окружающие. Он становится более самостоятельным. Но родителям не стоит забывать, что ребёнок всегда нуждается в помощи взрослого. Возможные отрицательные проявления, характерные для этого возраста: капризы, упрямство, протест, замкнутость, неуправляемость. Подобные проявления исчезают после поступления ребёнка в школу.

    Рассмотрим основные способы реагирования родителей на изменение поведения ребёнка во время кризисов:

·                предоставляйте возможность ребёнку действовать самостоятельно;

·                терпеливо и спокойно реагируйте на капризы;

·                хвалите за достижения;

·                не поддавайтесь на истерики ребёнка;

·                радуйтесь тому, что ребёнок меняется и взрослеет.

    Родителям необходимо помнить, что кризисы, как и ребёнок индивидуальны, и никто кроме Вас так не почувствует и не поймёт своего ребёнка. Только Вы найдёте к нему особый подход и поможете ребёнку лучше любого специалиста. Удачи вам!

2019 год

 

 

 

Воспитатели ГБДОУ № 120 Володькина Екатерина Александровна, Горячкова Елена Александровна

Воспитаем грамотного пешехода

 

    С появлением первого автомобиля возникла проблема обеспечения безопасности жизни на дорогах. В наши дни, когда почти в каждой семье есть автомобиль, а ситуация на дорогах становится все напряжённее следует уделить особое значение сохранению жизни и здоровья участников дорожного движения. Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

   Поэтому, уважаемые взрослые, эта статья адресована вам! Давайте найдем время и побеседуем с нашими детьми о соблюдении правил дорожного движения на дорогах. Именно в ваших силах помочь ребенку сохранить жизнь и здоровье. Наши дети, в силу своих возрастных особенностей, не всегда способны распознать опасную ситуацию на дороге. Наша задача помочь им!

    Быть предельно внимательными на дороге, осторожными, осмотрительными и главное дисциплинированными. Помните, что если вы будете нарушать правила, то ваши дети будут поступать точно также, поэтому, начинаем с себя. Учим своих детей правилам безопасного перехода проезжей части дороги. Проговариваете с ребенком безопасные пути движения по выбранному вами маршруту.Помните, что при переходе через проезжую часть ребёнок всегда должен идти с правой стороны от движения автомобилей. Ежедневно напоминаете ребенку: «Прежде чем начать движение убедись в безопасности». Объясните ребенку, что остановить машину сразу - невозможно! Запретите детям переходить дорогу из-за стоящего транспорта - это опасно для жизни! Различать величину, определять расстояние до приближающегося транспорта. Знать сигналы светофора, символы на дорожных знаках и их значение. Объяснить, что неправильное поведение на дороге несет за собой потенциальную опасность, что может привести к аварии. Обеспечьте своих детей светоотражающими элементами (значки, ленты, браслеты, жилеты).

    Несмотря на всю вашу занятость посвятите одну прогулку правилам перехода через дорогу, проверьте знания ребенка. Потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки. Проговорите все опасные моменты, которые вы встретите на дороге. Выработайте единый маршрут движения, который наиболее безопасный.

    Не оставляйте детей без присмотра на улице, не разрешайте им играть вблизи проезжей части. Приучайте детей с раннего возраста соблюдать правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример - самая доходчивая форма обучения.

 

2019 год

 

 

 

Воспитатели ГБДОУ № 120 Белашова Елена Владимировна, Запаренко Ирина Анатольевна 

Природный материал как средство развития мелкой моторики

для детей дошкольного возраста

 

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Сухомлинский В.А.

    В последнее время становится всё больше и больше детей с речевыми дефектами. Эти дети, как правило, испытывают трудности в общении,как с детьми, так и со взрослыми, становятся неуспешными в трудовой и образовательной деятельности.Ведь давно известно, что формирование речи и мышления ребенка напрямую связаны с развитием мелкой моторики.

    Многолетний педагогический стаж работы и статистические данные показывают, что у детей с плохо развитой речью, слабо развитамелкая моторика. Они неуверенно держат карандаш и ложку, не могут застегивать пуговицы. Да и не удивительно, потому что современные родители, в силу своей занятости или каких-то других причин, предпочитают планшетные игры для детей, где в основном задействован только один палец, бегающий по сенсорному экрану. Большая часть родителей выбирает обувь для детей на "липучках", а не на шнурках, чтобы облегчить жизнь, себе в первую очередь, и ребёнку. По принципу проще приучить к простому, нежели чем научить сложному. Поэтому развитие мелкой моторики актуально в наше время.

    Для развития мелкой моторики очень эффективен массаж. Массаж давно и прочно вошел в нашу жизнь. Он не только помогает расслабиться, снять стресс и напряжение, но и обладает профилактическим и лечебным действием. Его целительная сила известна ни одно столетие. В Китае еще в древности были распространены упражнения с каменными и металлическими шарами, а в Японии упражнения с грецкими орехами.

    В качестве массажеров в работе с детьми можно использоватьне что иное, как природный материал: камешки, песок, шишки, фасоль, горох, семена овощей и фруктов. Где и как можно применять природный материал для развития мелкой моторики?Например, тактильные чистоговорки, пальчиковые гимнастики, игры с песком, ручной труд.

    В тактильных чистоговорках ребёнок может использовать шишки, он их берет, рассматривает, трогает, щупает, а затем кладет на ладошки и проговаривает чистоговорку с движением шишки по ладошке. (Ши-ши-ши - мы построим шалаши; Ша-ша-ша - наша Даша хороша и т.д.)

    При проведении пальчиковой гимнастики можно использовать камешки.

Например, Этот пальчик -  дедушка

                    Этот пальчик - бабушка

                    Этот пальчик - папочка

                    Этот пальчик - мамочка

                    Этот пальчик - я

                    Вот и вся моя семья

    Камешки разного размера разложены на столе, ребёнок, произнося фразу ищет нужный размер камешка и шагает пальчиками по нему. Дедушка - большой камешек, бабушка - поменьше и т.д.

    В игре с песком также можно строить, трогая песок пальцами, и проговаривать чистоговорки (Чи-чи-чи - мы слепили калачи. Чу-чу-чу - всем раздам по калачу). Дети очень любят играть с песком. Они его трогают, мнут, рассыпают, ломают.

    В работе ручного труда (лепка, аппликация) можно широко использовать семена арбуза, фасоль, камешки, зерна кукурузы для декора и создания законченного образа - глаза, нос, уши и т.д.

   Таким образом, природный материал является универсальным, многофункциональным и безопасным массажером, применение которого создаст благоприятный и эмоциональный фон детям и взрослым.

2019 год

 

 

Воспитатели ГБДОУ № 120 Горинова Татьяна Владимировна, Юрина Наталья Викторовна

Учитель-логопед ГБДОУ № 120 Бахтина Ольга Витальевна 

 

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста

 

«Если Вы хотите научить детей думать,

Научите их сначала придумывать»

Дж. Родари

 

    Детская речь забавна, изобретательна и восхитительна. Взрослые часто слышат много интересных слов, фраз, рассказов детей, их фантазий и правдивых историй. Кто-то из взрослых терпеливо выслушает ребёнка, а кого-то раздражает «пустая болтовня». Так как же правильно поступать взрослому по отношению к малышу – пресекать детское словесное (речевое) творчество или, наоборот, поощрять, направлять, развивать речевое творчество своего ребёнка? Конечно же, нельзя запрещать дошкольнику придумывать, сочинять, рассказывать. Зачем это нужно? Для развития связной речи ребёнка, для передачи своих мыслей и впечатлений, для развития умения анализировать, сравнивать, делать выводы, для умения общаться со сверстниками и взрослыми, - ведь ему жить в обществе. Развивать речь малыша нужно постоянно, помогая ему освоить нормы и правила родного языка: строить предложения, оформлять свои рассказы по структуре (с началом, серединой и концовкой) и определённого типа (рассуждение, описание, повествование). Да, ребёнок придёт к свободному владению языком, к норме, через экспериментирование, т.е. через нарушение этой нормы, но взрослый будет ему помогать, направлять, подсказывать.

    В раннем возрасте у детей чаще всего наблюдается словотворчество, т.е. придумывание новых, «своих» слов. В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно строят связные высказывания о предметах, явлениях природы, окружающего, произведениях искусства. Слушая речь ребёнка, его высказывания, можно судить об уровне его речевого развития и одновременно об уровне его умственного и эмоционального развития.

    Огромную работу по развитию речи дошкольников проводят педагоги в детском саду. Совместная деятельность педагогов и детей организована так, что постоянно решаются речевые задачи – в беседах, наблюдениях, сюжетно-ролевых, дидактических и режиссёрских играх, во всех других видах взаимодействия взрослого и детей. Педагоги детям читают, рассказывают, играют, - постоянно разговаривают, общаются с ребёнком. Они развивают умения отвечать на вопросы, пересказывать текст, составлять описательные рассказы по опорным схемам о любимых игрушках, предметах посуды, одежды, о животных, птицах и т.д. Педагоги учатпересказывать и составлять рассказы по сюжетным картинкам, по серии картинок, по картинно-графическим схемам, по картинам – пейзажам  известных художников, рассказы из личного опыта, составлять портреты – рассказы о членах семьи.

    На занятиях и в режимные моменты педагоги играют с детьми в словесные игры, проводят  игры творческого характера, учат детей сочинять сказки, загадки, стихи, считалки, объяснялки, подбирать рифмы к словам, составлять творческие совместные рассказы, продолжения уже известных сказок и рассказов, вместе придумывают сказку, используя заданные слова, рассказывают сказку по очереди.  Дети изменяют характеры героев, придумывают новых героев и предметы, представляют себя в ситуациях, в которых никогда не были («Я – герой сказки»), героев из одной сказки переносят в другую, оживляют  предметы и придумывают о них разные истории.

    Дети любят рисовать «невиданных животных» и придумывать им имя, их историю. Дошкольники  очень любят фантазировать, любят, когда их слушают, когда помогают развить их фантазии, дофантазировать.

    Развитие детской фантазии происходит  также и  в  сюжетно-ролевой игре. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. В сюжетно-ролевой игре создаются условия для спонтанной творческой игры и развития речевого творчества. Многие атрибуты для сюжетно-ролевых игр педагоги делают вместе с детьми.

    В речевом творчестве принимают участие и родители. Мы создаем в группе выставки совместной деятельности детей и родителей. Дети вместе с родителями составляют  рассказы и рисуют  рисунки на темы «Моя спортивная семья»,  «Прогулка по городу», «Любимая сказка» и «Любимые герои прочитанных книг», «Город Радости» и др.

   Дети придумывают и зарисовывают сказки, вместе с детьми и родителями мы создаем книги – самоделки.  Родители с детьми  рисуют странички словаря «упрямых» слов. В дальнейшем словарь используем в речевых играх с детьми на занятиях.

    Театрализованная игра – один из самых эффективных способов развития речевого творчества детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения и творческих способностей. Один из наших любимых спектаклей по сказке В. Сутеева «Мешок яблок». Дети показывали спектакль своим родителям.  У нас было все, как в настоящем театре – афиша, билеты, программка, декорации, костюмы и, конечно, аплодисменты.

    Мы инсценируем не только сказки, но и рассказы, стихи, песни и басни, ежегодно участвуем в конкурсе «Лучики творчества», в литературных викторинах.

    В прошлом году мы создали свой театр - Театр «Зеркало» (театр эмоций и настроения) и поставили спектакль по психологической сказке «Сказка о капризной девочке». Психологические сказки знакомят детей с эмоциями, чувствами,  характером человека, его настроением, поведением, поступками. Дети учатся понимать и оценивать свои поступки и поступки других людей на примере сказочных героев, литературных произведений, жизненных историй.

    Дома многие родители, устав после работы, не всегда готовы выслушать ребёнка. Часто общение ограничивается вопросами о том, что кушал, во что играл и как спал. Ребёнок отправляется играть со своими игрушками или смотреть телевизор. А ему хочется многое рассказать, он узнал в детском саду что-то интересное, а может что-то не понял, хочет узнать мнение родителей. Пожалуйста, постарайтесь выкроить хотя бы полчаса на игру с ребёнком, на чтение книжки, рассматривание иллюстраций, да просто поболтать с ним о его маленьких фантазиях, нарисовать рисунок к его сказке или рассказу. Придумывайте вместе с ним (даже по дороге в детский сад и обратно) забавные истории о том, что видите вокруг, о чём угодно, но – вместе! Выслушивайте ребёнка, поощряйте его и помогайте ему творить.

    Речевое творчество требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, участия, положительных эмоций. Ребёнок, способный придумывать, сочинять будет лучше сверстников в школе писать сочинения и изложения. У такого ребёнка будет хорошо развита монологическая речь. Ему легче будет выступать перед классом с докладом или презентацией.

    Развитие речевого творчества позволяет пробудить скрытый потенциал, нестандартность и талант, заложенные в любом ребёнке. Однако, способность творить будет наиболее успешно развиваться только в том случае, если взрослые, родители и педагоги, будут создавать ребёнку соответствующие условия для творчества, в том числе и речевого, будут стимулировать, поощрять его.

2019 год

 

 

Воспитатель ГБДОУ № 120

Соболева Елена Сергеевна

  

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. 

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

(В.А. Сухомлинский)

 

    Дошкольный возраст важный период в жизни детей. Изобразительную деятельность или художественно - продуктивную считают самой интересной в этот период. Она включает в себя рисование, лепку, аппликацию. Дети любят рисовать везде: на листе бумаги, на обоях, конечно, на себе и прочих не совсем подходящих местах, испытывая при этом радость и восторг. Понятно, что взрослые эти чувства разделяют не всегда. Хотя рисование имеет большое значение в формировании личности ребенка. Изобразительная деятельность развивает мышление, внимание, память, зрительные и двигательные анализаторы, активно развивается мелкая мускулатура рук. Она учит анализировать, сравнивать, воображать. Это имеет большое значение для умственного развития детей, так как происходит увеличение объема их знаний, а также словарного запаса. Что благоприятно сказывается на развитии речи ребенка. Ведь в окружении нас разнообразие форм предметов, оттенков цветов и многого другого. В процессе изобразительной деятельности происходит развитие волевых качеств личности ребенка: выдержки, терпения, умения довести начатое дело до конца. Умственная деятельность сочетается с физической активностью. Необходимо приложить усилия, чтобы овладеть определенными умениями и навыками. Поэтому взрослому необходимо направить творчество в нужное русло. От этого дети получат только пользу. Сначало ребенок заинтересуется цветом, линией, которую увидит на бумаге. А только позже возникнет мотивация к творчеству в создании собственного неповторимого изображения. В изобразительной деятельности ребенок получает эмоциональное удовлетворение и продукт своей деятельности. Чтобы художественно продуктивная деятельность была ярким, благоприятным средством самовыражения в развитии детей, взрослым необходимо создать определенные условия.

Некоторые из них:

1 Ребенок должен иметь место для творчества;

2 Разнообразить средства выразительности (разные карандаши, краски, кисти, пластилин, фактуры бумаг и прочее);

3. Использовать объяснение, показ в работе с тем или иным изобразительным материалом;

3 Для привлечения к деятельности использовать игровую мотивацию;

4 Разнообразить темы творчества, для поддержки интереса к данному виду деятельности, но не перегружать, чередуя разные виды работ;

5 Поощрять самостоятельность, инициативность ребенка;

6 Использовать похвалу для достижения лучших результатов;

7.Не критиковать, если что-то не получилось, чтобы не подорвать веру в собственные силы;

8 Следить за осанкой детей, а также освещением в помещении.

сентябрь 2018г.

 

 

Воспитатель ГБДОУ № 120

Данилова Татьяна Валерьевна

 

Современные гаджеты, девайсы и интернет

 

    В наше время трудно себе представить современную семью, у которой не было бы различных гаджетов, смартфонов, компьютеров, планшетов. Эти и другие цифровые устройства уже прочно обосновались в нашей жизни. Многих родителей интересует вопрос: безопасно ли это увлечение? С одной стороны они способствуют интеллектуальному развитию ребёнка, когда он хаотично нажимает на кнопки и клавиши, незаметно развивает моторику пальцев и непроизвольно запоминает цифры и буквы, слушая мелодии и рассматривая картинки на мониторе, совершенствуется слуховое и зрительное восприятие. Это способ занять ребёнка в очереди, в поездке, в пробке и т.д, для этого не нужно брать много игрушек, достаточно включить ребёнку мультфильм или поставить развивающую игру, это помощник в учёбе, некоторые приложения учат детей грамоте математике, рисованию, развивает внимание, память, логическое мышление. Но с другой стороны это негативное влияние на физическое развитие и здоровье. Если ребёнок излишне увлечён планшетом или компьютером, то может пострадать  зрение  острота зрения, ведь глаза испытывают огромную нагрузку, так же страдает осанка- дети сутулятся, сидят в неправильной позе, т.к недостаточно двигательной активности , и это приводит к искривлению позвоночника.  Так же страдает и головной мозг ребёнка происходит нарушение циркуляции крови в конечностях. и внутренних органах, при нахождение в одной позе, снижается   концентрация внимания и памяти ,  нет возможности задеть все каналы восприятия, происходит понижение творческой активности,  уход в виртуальное пространство, страдает не только общение со сверстниками , но и взаимоотношение с родителями. Старайтесь придерживаться возрастных рекомендаций, указанных к компьютерным играм и мультфильмам. Нельзя допускать, чтобы малыш находился за компьютером больше установленных  возрастных норм. Так детям не следует сидеть за ноутбуком больше часа в день, каждые 20 минут необходимо устраивать физминутки, чтобы отдохнули глаза и тело ребёнка.

Напоследок хочется сказать, что всё же не стоит запрещать детям пользоваться современными  достижениями техники. Мы живём в эру технологий и прогресса, а значит , навыки и умения в этой области пригодятся малышам в будущем, но не забывайте, что реальное общение  с ребёнком нельзя подменить никаким, даже самым дорогими и новомодными устройствами. И всё же,  как воспитывать детей решать в первую очередь Вам, родителям!

сентябрь 2018г.

 

 

 

Воспитатель ГБДОУ № 120

Горячкова  Елена Александровна

   

Развитие творческой личности

 

    Сегодня в современном мире требуются не только знающие, но и креативные, нестандартно мыслящие люди. Поэтому одна из задач современной  педагогики - формирование творческой личности.

    Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творчества у детей. И лучшим способом для развития творчества является художественная деятельность. Известно, что изобразительной деятельностью заниматься следует как можно раньше. Ведь она развивает не только творческие способности, но и такие психические процессы, как память и воображение, а также наблюдательность, художественное мышление.

    Один из приемов художественной деятельности, направленный  на развитие творческих способностей – нетрадиционные техники рисования. Почему именно нетрадиционные?

 - Только традиционными техниками нельзя в полной мере развить творческую личность

 - Это достаточно увлекательный процесс, как для ребенка, так и для взрослого.

 - Для ребенка и взрослого очень ценно время, проведенное вместе.

 - Ребенок не только расширяет свои возможности, но и узнает новые свойства и характеристики материалов, которые будет использовать.

    Я хочу познакомить родителей с некоторыми нетрадиционными техниками рисования, которые они могут использовать, когда ребенок находится дома.

1.     Рисование солью.

Берем лист бумаги, наносим на него клеем узор или рисунок. Затем посыпаем солью и даем подсохнуть. Стряхиваем лишнюю соль и приступаем к раскрашиванию вашего узора.

2.      Рисование ватными палочками.

    Если детки еще маленькие, можно рисовать отдельные элементы, например ягодки или листики на дереве, а может это будут плоды? Когда дети постарше можно попробовать с ними нарисовать целую картину точками (называется данная техника «пуантилизм» и взять уже не ватные палочки, а фломастеры, например): может это будет волшебная рыба или красочный пейзаж? Такие картины получаются достаточно яркими и насыщенными и, возможно, станут достойным украшением вашего интерьера!

3.     Рисование зубной щеткой

    Это тоже очень интересный и неожиданный способ рисования. Щеткой хорошо рисовать море, животных, птиц.

4.     Рисование пеной

    Размазать пену для бритья на твердой ровной поверхности, нанести краску на пену. Вместе с ребенком взять зубочистки и можно придумывать свой неповторимый узор. Получается очень красиво и ребенок будет в восторге!

5.     Если вы приехали с моря и привезли с собой морские камешки, то можно разрисовать их. Воображение вам подскажет, кто у вас получится: жук или забавная мордочка и пр. Когда краска высохнет, можно камешек покрыть лаком и украшение останется с вами на долгое время.

6.     Печатание листьями

    Осенью можно с ребенком собрать листья и попробовать дома печатание. Лист дерева покрывается краской, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева накрыть бумагой и прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. А дальше воображение вам подскажет, в кого вам превратить отпечаток!

    Это далеко не все техники. Можно рисовать мятой бумагой, мыльными пузырями, поролоном, зубной щеткой и др., в общем, насколько хватит вашего воображения! Пробуйте и удивляйте друг друга!

март 2018 г.

 

  

 

 

 

 

Воспитатель ГБДОУ № 120

Юрина Наталья Викторовна

 

"Книжка мала, да много  ума"

 

     Чтение  художественной литературы, как часть досуга человек теперь делит с телевидением, интернетом. Однако художественная  литература продолжает оставаться универсальной ценностью. Поэтому приобщать детей к чтению художественной литературы  нужно как можно раньше. Художественная литература во многом влияет на развитие ребенка, на формирование его личности, помогает ему духовно развиваться и совершенствоваться. Ведь недаром великий мыслитель Дидро говорил «Люди  перестает мыслить, когда перестают читать» Роль чтения художественной литературы  в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная.

    Книга должна войти в жизнь ребенка, обогатить его мир, сделать его интересным. Дошкольный возраст – время активного становления ребёнка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители – основные проводники между ребёнком и печатным художественным словом, задача же нас, воспитателей – убедить их в пользе чтения художественной литературы  детям.Роль чтения художественной литературы  в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная.

    Регулярное чтение с детьми художественной литературы является залогом того, что ребёнок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, даёт новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Можно выделить ряд личностных качеств, которые  необходимо формировать у ребенка дошкольного возраста средствами художественной литературы: вежливость(Эмма Мошковская «Вежливое слово»), честность (Лев Толстой «Косточка»),дружелюбие (сказки «Теремок», «Рукавичка»),сострадание (В.Катаев «Цветик-семицветик») и другие.

    Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии детей: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение. Работа с детьми по приобщению к чтению художественной литературы очень многогранна и за короткий срок представить её невозможно. Но благодаря плодотворной совместной работе можно надеяться, что дети станут проявлять стойкий интерес к литературе: с удовольствием и вниманием будут слушать чтение книжек и просить читать им дома, самостоятельно брать книги в книжном уголке и рассматривать иллюстрации, «читать» своим игрушкам.

« Подсказки» для родителей по приобщению детей к чтению художественной литературы

 

- Как можно чаще  читайте своим детям

- Читайте сами, показывая пример ребёнку

- Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения

-Поощряйте его желание подержать, полистать книгу

-Посещайте вместе с ребёнком книжные магазины

-Дарите ребёнку книги

-Сделайте совместное с ребёнком  чтение художественной литературы - приятным времяпровождением

 декабрь 2017г.

 

 

Воспитатель ГБДОУ № 120  

Михайлова Светлана Анатольевна

 

Как лучше подготовить ребенка к школе

 

      Ваш ребенок вырос и готовится пойти в школу. Именно в это время, онособенно нуждается в вашей поддержке, понимании и безграничной любви.

Сегодня многие школы организуют подготовительные курсы для будущих первоклассников. Такие занятия имеют свои плюсы:

·         Дошкольник учится общаться с учителем и новыми детьми;

·         Ребенок знакомится с новыми правилами поведения в школе и на уроке;

·         У дошкольника формируются учебные навыки: как правильно расположить тетрадь, как правильно держать ручку при письме, работать с книгой.

Но есть и минусы такого обучения:

·         занятия проходят в вечернее время и велика вероятность переутомления;

·         занятия на подготовительных курсах заканчиваются в апреле, а занятия в школе начинаются только в сентябре, и ребёнок может многое забыть;

·         посещая курсы в школе желательно и учиться в дальнейшем именно в ней т.к. в некоторых школах программы отличаются друг от друга.

    На мой взгляд эффективнее сочетать посещение подготовительных курсов с занятиями дома.

    Ситуация успеха – очень важна для ребенка. Дошкольник всегда должен чувствовать доброжелательное отношение к нему.

    К сожалению дома, ребенок часто предоставлен сам себе или смотрит телевизор. Доказано, что дети, которые постоянно смотрят на яркий экран телевизора или компьютера менее усидчивы, испытывают трудности в концентрации внимания.

    Многие мамы много времени проводят на кухне поэтому предлагаю вам игры, направленные на разные стороны развития ребенка в которые вы можете поиграть на кухне, в комнате, в транспорте и на прогулке.

 Игры для развития мелкой моторики

·         Если вы печете, предложите ребёнку на рассыпанной по столу муке нарисовать буквы или цифры.

·         Готовя яичницу предложите мелко наломать скорлупу и из кусочков выложить буквы или цифры.

·         Предложите на бумаге обвести любой предмет, находящийся на кухне (ложку, руку) с закрытыми глазами, или разными руками (левой, правой) и заштриховать получившийся рисунок в разных направлениях.

·         Если варите макароны предложите сделать бусы из макарон.

Игры для развития памяти

·         Предложите ребенку запомнить кухню до уборки, можно предложить ее зарисовать и после уборки и найти отличия. Рисунок поможет ему в этом.

·         Предложите ребенку какое-то время внимательно следить за вами, а затем назвать по порядку ваши действия.

·         Предложить посидеть тихо и послушать звуки на кухне, с улицы и потом предложить их воспроизвести или назвать.

·         Пересказать содержание мультфильма, который он посмотрел (вспоминая кто из героев что говорил).

Игры на развитие внимания

·         Найти предметы на названный вами звук.

·         Вы рассказываете ребенку что- нибудь, сказку, стихотворение, а ребенок должен хлопнуть, услышав слово на названный вами звук.

·         Учить ребенка выполнять несколько дел одновременно. Например, рисовать и слушать сказку по магнитофону или рассказанную вами, слушать и рассматривать иллюстрацию (по окончании прослушивания спросить, что было нарисовано на картинке).

Игры на развитие речи

·         Просить чаще пересказывать книгу.

·         Повторять стихи, выученные за время посещения детского сада.

·         Предложить ребенку на время стать радиожурналистом и предложить рассказывать, как сварить суп, приготовить салат и т.д.

Игры на развитие мышления

·         Скажи или прочитай слово наоборот.

·         Найди предмет по описанию.

·         Что общего? (например, между ножом и луком, сковородкой и друшлагом).

·         Составить предложение из предложенных слов.

·         Разгадывание загадок.

Игры на развитие пространственных представлений

·         Найди предмет выполняя команды. (например, повернись направо, сделай три шага вперед, наклонись, присядь, достань)

·         Найди предмет по плану (нарисовать план помещения и ребенок, руководствуясь планом должен найти предмет, обозначенный на плане крестиком)

·         Срисовывать буквы, цифры, картинки.

·         Игра «Морской бой»

 Для повышения самооценки учите ребенка видеть свои преимущества.

    Говорите чаще ему какой он замечательный, как его вы любите. Избегайте сравнения с другими детьми. Радуйтесь вместе с ребенком его успехам, огорчайтесь вместе с ним по поводу его неудач, и никогда не оставайтесь равнодушными – это залог успешного обучения в школе.

Успехов Вам и вашему ребенку!

Ноябрь 2016 г.

 

 

Воспитатель ГБДОУ № 120

Соболева Елена Сергеевна

 

Советы родителям будущего первоклассника

 

    Меньше чем через год прозвенит школьный звонок, и наши дошколята вступят во взрослую жизнь. Начнутся новые радости и трудности.

    К моменту поступления в школу нашим ребятам необходимо освоить основные знания и представления, которые в дальнейшем будут востребованы. Поэтому к школе важно и нужно подготавливать ребенка заранее. Подготовительный этап обучения к школе будет осуществлять по Основной образовательной программе ГБДОУ, которую посещает ребенок.

    Особенно важную роль играют родители. Не забывайте соблюдать режим дня, необходимо рано ложиться и рано вставать, чтобы избежать переутомления. В этом залог успешного обучения. Дома должны появиться посильные поручения и обязанности, за которые несет ответственность ребенок (уборка игрушек, протирание пыли, полив цветов и т.п.). Не забывайте о похвале. Дайте понять ребенку, что он взрослый, самостоятельный. Необходима ваша заинтересованность делами ребенка. Также не лишним будет рассказ о ваших школьных годах (интересные истории, знакомства, прочее). Не забудьте поговорить о правилах, которые повстречает будущий первоклассник в стенах школы. Конечно же, все идут в школу учиться! Объясните, что это нормально, если не все получается. Вспомните, вы тоже не сразу всему научились. Помните, очень важна ваша эмоциональная поддержка, установка – у тебя всё получится, ты справишься! В школе огромный авторитет у детей будет иметь учитель. С понимание и уважение отнеситесь к мнению вашего ребенка о педагоге. Учеба в школе нелегка и отнимает много времени  и сил, тем не менее, должно оставаться время для отдыха, радости игры. Помните о мерах безопасности. Научите правилам поведения на улице, алгоритму действий в экстремальной ситуации. Объясните необходимость избегать контакта с незнакомыми людьми. Расскажите уже сейчас, что ребенок имеет право сказать нет любому взрослому! Установите границу территории, на которой он сможет гулять. Ну и конечно ребенку необходимо знать на память все имеющиеся контакты со своими родственниками.

    Вы лучше всех знаете и чувствуете своего ребенка. Старайтесь его всегда слушать и слышать, помогать и понимать, тогда первое сентября станет для всех настоящим праздником. Желаем успехов.

Родителям на заметку:

Основные международные документы, касающиеся прав детей:

Декларация прав ребенка (1959).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов. Семейный кодекс РФ (1996).

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Закон «Об образовании»

Защита прав и достоинства ребенка в законодательных актах      

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обраще-ние» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

— обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6);

— защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

— обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

— признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

— защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34); —  защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

— меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39). Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

— за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106—136);

— за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150— 157). Семейный кодекс РФ гарантирует:

— право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); —  право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

— лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

— немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

     Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью обучающегося или воспитанника (ст.56).

 

 

Воспитатель ГБДОУ №120 

Белашова Елена Владимировна

 

Советы юному петербуржцу

 

            Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего, они знают свой родной город, любят его. А ещё важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества.

            Перед тем как войти в бурное море, мы ведь сначала походим босиком по теплому песку, потрогаем ладошками ласковые волны. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга - разве это не бескрайнее море, где каждая новая волна - новое открытие, новое приобретение для души и сердца маленького петербуржца? Так давайте подготовим наших детей к встрече с этим чудом!

            Дорогие родители! Мы хотим предложить вам провести выходной день с ребёнком в выставочном зале, где вы сможете открыть ему мир красок, пробудить эстетические чувства, вместе с ним пережить прекрасные минуты наслаждения.

Помните!

·        Создать интерес к выставочному залу, музею необходимо задолго до его посещения.

·        Нужно рассказать ребёнку о музее, выставочном зале, о правилах поведения в нём.

·        Познакомить сына или дочь с репродукциями картин.

·        Рассмотреть иллюстрации с изображением музеев.

·        Задать дошкольникам вопрос; «Хотел бы ты увидеть подлинники картин, узнать, какой музей находится в нашем городе?»

·        Посещение музея и подготовка к этому событию должны создавать у ребёнка праздничное настроение (праздничная одежда, соответствующий эмоциональный настрой).

·        В первое посещение музея, выставочного зала надо дать ребёнку возможность рассмотреть внешний вид здания, парадный вход, архитектурные украшения в залах, обратить внимание на множество картин, на поведение людей в выставочном зале дать возможность спокойно пройтись по залам.

·        Родители должны располагать необходимой информацией для ответа на любой детский вопрос.

·        Спросите у ребёнка, что ему больше всего понравилось при первом посещении.

·        В дальнейшем можно ограничиться детальным внимательным рассмотрением двух - трёх картин в одном зале.

·        Пробуждайте у ребёнка желание рассказать об увиденном старшим и младшим в семье, своим сверстникам.

·        Систематическое посещение выставочного зала вместе с ребёнком позволит вам приобщить малыша к искусству, научить его видеть красоту.

      

 

Воспитатель ГБДОУ № 120

Ворцепнёва Татьяна Олеговна

 

Развиваем память

 

    Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для обучения и развития памяти. Во-первых, ребёнок сам стремится к познанию и исследованию мира, поэтому ребёнок жадно впитывает в себя новые знания. Во-вторых, в дошкольном возрасте у ребёнка наиболее ярко выражено желание войти в мир взрослых, взаимодействовать с ними. Ребёнок охотно выполняет различные упражнения уже только потому, что для него это ещё одна возможность побыть рядом с взрослыми. Развитие дошкольника нельзя пускать на самотёк. Помогите ребёнку развить его способности, не жалейте времени на это. И тогда, придя в школу, ребёнку будет легко даваться учёба и приносить ему радость.

Память детей 3 лет отлична от памяти детей 7 лет.

    Младшие дошкольники (3-4 года): память непроизвольна. Это значит, что ребёнок не ставит перед собой задачи что-либо запомнить и тем более не применяет для этого специальные приёмы запоминания, он просто запоминает то, что ему интересно.

    Средние дошкольники (4-5 лет): в этот период начинает формироваться произвольная память. Для того чтобы ребёнок запомнил что-то специально, прилагая усилия воли, нужно создавать игровые ситуации. На протяжении дошкольного возраста способность к запоминанию, как к произвольному, так и к непроизвольному, у ребёнка растёт.

    Старшие дошкольники (5-7 лет): память постепенно превращается в особую деятельность, цель которой – запомнить конкретный материал. С помощью взрослых ребёнок активно начинает использовать простейшие приёмы запоминания.

 

Основные особенности развития памяти в дошкольном возрасте

Память дошкольника имеет ряд особенностей:

·         непроизвольная память преобладает над произвольной;

·         память ребёнка приобретает интеллектуальный характер, всё более объединяясь с мышлением и речью;

·         закладываются предпосылки того, что запоминание превратится в особую умственную деятельность;

·         ребёнок начинает овладевать логическими приёмами запоминания;

·         благодаря развитию словесно-смысловой памяти расширяется познавательная деятельность ребёнка;

·         развитие произвольной памяти помогает регулировать этот процесс: ребёнок учится запоминать не только то, что ему интересно, но и то, что ему может понадобиться в дальнейшем, например, для обучения в школе;

·         в дошкольном возрасте развитие памяти включается в развитие личности: от того, что ребёнок вынесет из этого периода, во многом зависит формирование его характера, жизненных ценностей и убеждений.

 

    Рекомендации для родителей для развития памяти детей

u  Общаясь с ребёнком, никогда не жалейте для него времени. Даже если времени у вас совсем мало, те полчаса - час, которые вы отводите для ребёнка, постарайтесь использовать с максимальной для него пользой. В совместной игре, на прогулке, за мытьём посуды разговаривайте с ним, объясняйте, что вы делаете, комментируя ваши действия. Потихоньку привлекайте ребёнка к трудовой деятельности, давая ему посильную работу.

u  Чтение книг, пересказ сказок ,заучивание стихотворений способствуют развитию не только словесной, но и образной, а также эмоциональной памяти.  Дошкольник хорошо запоминает сказки лучше, если он увидел театральную сценку с этим сюжетом.

u  Развитию двигательной памяти способствуют подвижные игры. Кроме того, в подвижной игре ребёнок учится соблюдению правил, следит за их выполнением другими сверстниками.

u  Занимаясь с ребёнком, всегда будьте готовы ему помочь. Если вы задаёте ему вопрос, а он не может на него ответить, отвечайте сами.

u  Развивая память ребёнка, старайтесь привлекать все органы чувств – не только зрение и слух, но и осязание, обоняние, вкус . По этому поводу ещё известный педагог К. Д. Ушинский писал: «При таком содействии всех органов в акте усвоения вы победите самую ленивую память».

 

    Несколько упражнений для развития памяти у ребёнка от 3 до 5 лет

     "Рисуем по крупе"

    Возьмите крышку от коробки или поднос. На дно можно приклеить яркую цветную бумагу, чтобы был заметен контраст. Сверху насыпьте любой крупы. Пальцем нарисуйте на крупе 3 простых рисунка, например, цветочек, рожицу и квадрат. Попросите ребёнка внимательно рассмотреть ваши творения. Всё ли он узнал? Если нет – поясните. Затем встряхните поднос так, чтобы картинки стёрлись. Попросите ребёнка вспомнить, что там было нарисовано.

    Упражнение можно усложнить. Нарисовать больше рисунков и попросить ребёнка нарисовать то же самое.

    "Найди исчезнувшую игрушку"

    Возьмите  5-6 игрушек (для начала можно меньше), поставьте их в ряд. Предложите ребёнку несколько минут внимательно посмотреть на них, а потом отвернуться. В этот момент уберите одну из игрушек. Затем предложите ребёнку посмотреть на те игрушки, что остались, и догадаться, какая из них пропала.

     "Узнай меня"

    Данное упражнение развивает слуховую память. Его можно проводить в кругу семьи, но необходимо, чтобы участвовало не меньше 5 человек и все они были знакомы ребёнку. Все участники сидят на ковре, ребёнок поворачивается спиной к сидящим. Члены семьи по очереди подходят, ласково поглаживают его по спине и говорят: «Это я. Узнай меня». Ребёнок должен отгадать, кто до него дотронулся.

    Это упражнение можно проводить и в кругу детей. Если дети мало знакомы, данное задание будет способствовать тому, что ребёнок лучше запомнит имена своих новых друзей, а микроклимат в этом коллективе станет лучше. Если ребёнок не может отгадать, кто его коснулся, или не может вспомнить имя, взрослый ему помогает.

     "Закончи слово"

    Ваш ребёнок уже знает много слов. Предложите ему поиграть в увлекательную игру. Например, вы будете называть слова, которые относятся к категории «Фрукты», но будете произносить только начала слов. Ребёнок должен вспомнить, что это за слова и закончить их. Вот примеры таких слов: сли__, абри__, ябло__. Затем предложить ребёнку закончить слова, которые относятся к категории «Животные».  Итак кош__, ли__, зеб__, мед__. Также можно выбирать другие категории предметов, например, «Овощи», «Цветы», «Одежда» и др. чтобы ребёнку было интересней, вы можете меняться местами – теперь продолжать слова будете вы. В свою очередь ребёнку, придётся быть очень внимательным, чтобы вовремя остановиться и не произнести слово до конца.

    "Что какого цвета?"

    В 3-4 года ребёнок знает только основные цвета, но к 4-5 годам он уже осваивает оттенки, знает слова «тёмно-…», «светло-…».попросите ребёнка вспомнить, какого цвета обычные предметы, не глядя на них. Например: «Какого цвета яблоки? А какого они ещё бывают цвета?»

     Другие возможные вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета листья на деревьях? А всегда ли они такого цвета?». Ребёнок может отвечать просто, например, яблоки бывают зелёные. В таком случае дополните его ответ: «А ещё бывают жёлтые, красные. Бывают жёлтые с розовым бочком». Когда ребёнок научится с лёгкостью отвечать, что какого цвета среди обычных вещей, усложните задачу. Спросите: «А в брючках какого цвета ты вчера ходил на день рождения к Антону?» или «Какого цвета был мячик, которым ты играл в детском саду?», «Какого цвета у нашей бабушки?»  

    "Комната"

    Покажите ребёнку картинку с изображением жилой комнаты. Пусть он внимательно посмотрит и постарается запомнить все предметы, какие есть в комнате, и то, как они выглядят. Закройте картинку и задайте ребёнку вопросы, например:

  Сколько в комнате стульев?

  Какой формы стол?

  Есть ли на диване подушки?

  Сколько картин висит в комнате?

  Есть ли в комнате бытовая техника? Какая?

  Какие предметы в комнате круглые, а какие прямоугольные? и т. д.

 

Несколько упражнений для развития памяти у ребёнка от 5 до 7 лет

    "Спрятанное слово"

    В 5-7 лет словарный запас ребёнка составляет примерно 16 тысяч слов. Суть игры состоит в следующем: в самых обычных словах, которые мы используем в своей речи, ребёнок должен отыскать скрытые слова, на которые мы обычно не обращаем внимания. Например: колобок – бок, дымоход – дым, корабль – кора, лестница – лес. Сначала ребёнку понадобится ваша помощь: проговаривайте все сложные слова, которые приходят вам на ум. Возможно, через несколько таких занятий эта игра станет любимой у вашего ребёнка.

    "Вспомни по рифме"

    Ко многим словам можно подобрать рифму, например:

Часы – весы

Шишка – мышка

Ракета – планета

Кошка – ложка

Нога – рога

Матрёшка – картошка

    Теперь зачитайте ребёнку список слов, которые выступали в качестве рифмы: ложка, картошка, мышка, весы, планета, рога. Попросите ребёнка вспомнить слова – рифмы к ним.

    "Поймай рыбу"

   Данное упражнение развивает способность к переключению внимания. Взрослый зачитывает список слов, а когда ребёнок услышит название рыбы, он должен хлопнуть в ладоши. Например:

1)      сундук, поле, лещ, мука, ёлка, скумбрия, рубашка, телефон, окунь, бочка, медведь, сёмга, вода, сапожник, мойва, лак, корона, хек;

2)      заколка, фломастер, судак, карусель, компьютер, тарань, мяч, конфета, чехонь, стол, валенки, пескарь, бублик, йод, камбала, мухомор, лиса, щука.

    "Сам нарисуй и сам вспомни"

    Вспомнить информацию, ориентируясь на картинку, гораздо легче. Предложите ребёнку «законспектировать» то, что вы скажете. То есть вы зачитываете фразу, ребёнок рисует то, что в дальнейшем ему помогло бы вспомнить эту фразу. Что он будет рисовать, ребёнок выбирает сам. Вы не должны ему подсказывать. Иначе фразу вспомните вы, но не ребёнок. Однако рисунки ребёнка не должны быть слишком подробные: он должен рисовать их довольно быстро. Вы зачитываете фразу – он рисует. Вы читаете  новую фразу – он делает ещё один рисунок, и т. д. Объясните, что в данном случае не нужно показывать все свои способности к рисованию. Нужно нарисовать лишь то, что могло бы помочь ему вспомнить фразы в той последовательности, в которой вы их зачитываете.

   Предлагаемые фразы:

  пора обедать

  девочка моет руки

  собака замёрзла

  мама шьёт юбку

  ребёнок катается на качелях

  папа говорит по телефону

  кошка лакает молоко.

    "Планеты"

    К 6-7 годам ребёнок должен иметь представление о мире и Вселенной. Расскажите ему о нашей планете, о её спутнике – Луне, о том, что Солнце – это звезда, вокруг которой вращаются все планеты нашей системы. Запомнить названия планет в нужной последовательности легче, например, в такой считалке:

Солнце встало, улыбнулось

Сразу утром, как проснулось:

Чтоб свои владенья знать

Надо всех пересчитать!

Здесь Меркурий и Венера.

Там Земля, как королева.

Марс с Юпитером на месте?

И Сатурн с Ураном вместе?

Там Нептун, за ним Плутон.

Остальные вышли вон.

Успехов Вам и Вашим детям!!!

 

Дата последнего обновления страницы 19.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения