Страничка логопеда

ГБДОУ 

детский сад № 120 

Фрунзенского района СПб

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Страничка логопеда

 

 

  

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

 

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕРИОДИЧНОСТЬ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

Подгрупповая работа

2 раза в неделю

Старшая группа: 20-25 мин.

Подготовительная группа: 25-30 мин.

Индивидуальная работа

З раза в неделю

По 15 мин.

Совместная деятельность с детьми

В течение дня  в соответствии с реализацией образовательных задач

Взаимодействие с родителями

Консультативные дни приёма;

посредством информационно-коммуникативных технологий

Не менее 1 раза в месяц

Взаимодействие с педагогами и специалистами

Постоянно

В течение дня  в соответствии с реализацией образовательных задач

 

 

Учитель - логопед ГБДОУ № 120

Селиванова Ольга Владимировна

  ноябрь 2019

Развитие связной речи у детей 5-6 лет.

    Насколько разнообразнее, правильнее, богаче становится речь ребенка на шестом году жизни! Свои ответы он строит из двух-трех и более фраз, все чаще предложения становятся сложносочиненные и сложноподчиненные.   Ребенок  точнее излагает своим мысли, свободно общается как со взрослыми, так и с детьми.

   В пять лет ребёнок начинает произносить практически все звуки правильно, исключение могут составлять сонорные Р,Л, которые в норме появляются у детей к 6-7 годам. У некоторых детей овладение новыми звуками сопровождается  недостаточной сформированностью правильно различать фонемы, близкие по звучанию. Дети часто смешивают  звуки, например: шумка (сумка), жвезда (звезда), (шолныска) солнышко. Такие смешения до пяти лет представляют физиологическую норму. Если же подобные ошибки сохраняются после пяти лет,  необходимо проконсультироваться у логопеда.

    В этом возрасте следует продолжать  обогащать и расширять словарный запас ребенка, учить  его называть качества предметов (цвет, форма, величина, свойства предметов на ощупь, определять, из чего они сделаны)

    На этом этапе речевого развития важным является способность ребёнка к классификации и обобщению. То есть, умение объединять предметы в группы по какому-либо  признаку, а также исключать лишний предмет. Актуальными становятся такие игры, как «Раздели на группы», «Четвёртый лишний». Попробуйте вместе с ребёнком находить сходство и различие предметов: игры «Найди отличия», «Чем похожи предметы?».

    В этом возрасте у детей активно формируются  пространственные и временные понятия: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, справа – слева, впереди –сзади, наверху–внизу.

    Во время самостоятельной деятельности ребенка, рисования, лепки, конструирования чаще обращайте внимание на то, где у ребёнка, изображены предметы на рисунке. Это способствует развитию пространственных представлений, а также помогает процессу построения предложно-падежных конструкций (правильному употреблению предлогов).  Ребенок нарисовал дерево, дом, облако, солнышко. Можно спросить: «А где на твоем рисунке дерево (внизу, у дома), облако (наверху, над домом),  а где дом, по отношению к дереву (справа или слева). Куда спряталось солнышко? (за облако). Откуда оно выглядывает? (из-за облака).  Когда заходит солнышко? – (вечером). Какой рукой ты рисуешь?  (правой, левой)

    Учите  ребенка «украшать» предложения, используя прилагательные и наречия, пофантазируйте вместе: например «Смотри, какая лохматая собачка побежала! Как ты думаешь, куда она торопится? Есть ли у неё детки? Как их зовут, какие они?»   Вызывают интерес у детей и такие задания, как «Найди причину и закончи предложение», «Что будет, если…» Например: «Маленькое деревце так и не выросло, потому что…» «Что будет, если человек не заготовит на зиму сена?... Такие игры развивают фантазию, формируют словесно – логическое мышление, развивают умение находить причинно – следственные связи.

    Развитие диалогической речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи. В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы ни были заняты взрослые, необходимо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его.    Такое общение с ребёнком способствует формированию  правильной фразовой диалогической, а, впоследствии,  и самостоятельной связной речи.

 

Учитель - логопед ГБДОУ № 120

Бахтина Ольга Витальевна

 

  Развитие речи детей как основа предшкольной подготовки

 

       Преемственность с точки зрения детского сада  – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

        Развитие речи детей – одна из ведущих задач предшкольной подготовки, которую решают учителя-логопеды и воспитатели. Речь – основа умственной деятельности. Логически четкая, доказательная, образная речь ребенка – показатель его умственного развития. Умение детей сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности.

     Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи. Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком этих  навыков, необходимо  совместить в своей работе по подготовке ребёнка к школе три одинаково важных и взаимно связанных компонента -общение с ребёнком, игра с ним и его обучение. 

      Для реализации  задачи по развитию речи детей в подготовительной группе  был создан проект «Город слов».

Цель проекта:  познакомить детей с многообразием слов родного языка.

Результат проекта: правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи; формирование у детей интереса к родному языку.

 В нашем  «Городе слов» есть:

1) Улица слов – соперников (слова  антонимы).    

2) Аллея слов – близнецов (слова омонимы).

3) Переулок слов – друзей (слова синонимы).

4) Площадь слов – родственников (однокоренные слова).

5) Сквер «упрямых» слов (несклоняемые слова).

        Дети вместе с родителями рисуют странички словаря «упрямых» слов. В дальнейшем  словарь  используем  в речевых играх с детьми на занятиях. Создаем и пополняем копилку новых слов.

В работе по реализации проекта используются  авторские  обучающие игры для магнитной доски,  ковролина,  настольные, словесные игры  и игры с использованием программы Power Point.

      Игра «Улица слов – соперников» знакомит  детей со словами – антонимами, она учит использовать эти слова  в речи   и превратить рассказ «Хмурый осенний день» в «Ясный осенний день».  Дети  также учатся находить слова-соперники в пословицах, поговорках, сказках, стихах и загадках о природе. В игре «Площадь слов-родственников» дети учатся подбирать однокоренные слова и по контуру определять вид транспорта, на котором «приехало» слово.

      Словарная работа с многозначными словами проводится в игре «Аллея слов - близнецов». В игре «Музыкальные цветы» дети подбирают к музыкальному произведению слова – синонимы: как звучала музыка. В  обучающей презентации «Волшебные превращения» представлены игры и упражнения, которые учат  детей делить слова на слоги  и  превращать одни слова в другие.

Для лучшего запоминания последовательности времен года, месяцев  и  характерных признаков каждого времени года  был создан видеоряд « Времена года». Для закрепления названий животных и их детенышей – видеоряд «Мамы и их дети». В своей работе по подготовке детей к школе  мы  используем  кроссворды. Это кроссворды, выполненные  с помощью программы Power Point, а также традиционные кроссворды. В одном из кроссвордов ключевым словом является слово - «учитель» и все слова, вписанные в кроссворд – это слова, связанные со школой.

      Создание  выставок совместной деятельности детей и родителей – часть проекта «Город слов». Дети вместе с родителями  составляют  рассказы и рисуют  рисунки на темы «Моя спортивная семья»,  «Прогулка по городу», «Любимая сказка» и «Любимые герои прочитанных книг» и др.

      Наша традиция к празднику «День матери» –  «Дерево пожеланий» - мамы и дети пишут друг другу послания  со словами любви и пожеланиями. 

      В 2014 олимпийском году в нашем саду проводилась интерактивная викторина для детей и родителей. Вопросы викторины связаны со знанием истории олимпийских игр, олимпийских традиций и знанием различных видов спорта.

     2017 год –  объявлен годом экологии.  Педагоги нашей группы создали экологический  проект. Дети  приняли участие в мини-олимпиаде «Познай-ка». Для подготовки к олимпиаде была создана презентация «Царство животных», которая познакомила детей с удивительным миром животных.  Как итог экологического проекта было проведено открытое занятие для родителей – экоринг «Знатоки природы».   Две команды детей  соревновались, отвечая на вопросы викторины о животных, показали знания экологических знаков и  правил поведения в природе, угадывали звуки леса, создали коллаж «Берегите природу!». А в подарок дети получили книги «Что умеют животные».

       Театрализованная игра  – один из самых эффективных способов развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения и творческих способностей. Один из наших любимых спектаклей по сказке В. Сутеева «Мешок яблок». Дети показывали спектакль своим родителям.  У нас было все, как в настоящем театре – афиша, билеты, программка, декорации, костюмы и, конечно, аплодисменты.  Мы инсценируем не только сказки, но и рассказы, стихи, песни и басни, ежегодно участвуем в конкурсе «Лучики творчества», конкурсе чтецов. В  прошлом году принимали участие в литературной викторине в 47 детском саду.

    Дети очень любят игру «Телеканал «Школа», в которой мы берем  интервью у будущих  первоклассников, т.о. отрабатываем навыки делового общения.

Одна из тем интервью: «Школа твоей мечты? Какая она?» Этим мы поддерживаем интерес и положительный настрой к школьному обучению.

      Речь является ведущим  средством общения и культуры. Она сопровождает все виды деятельности ребенка, поэтому готовность или неготовность к школьному обучению  во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи ребенку предстоит в школе  усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом и успешно адаптируется к школьному режиму.

сентябрь 2018г.

 

Учитель - логопед ГБДОУ № 120

Ольштинская Елена Александровна

 

"Готов ли ребёнок к школе?"

 

    Готовность ребёнка к школе- это не только умение читать и писать. Школьная зрелость- это готовностьпсихических процессов к обучению. Чтобы хорошо учиться, необходимо развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику, пространственные представления, речь.

    Развитая речь- это достаточный словарный запас, умение образовывать новые слова и изменять их.  Дети с достаточным словарным запасом к 7 годам умеют называть детали и части, например,воротник, манжеты, брови, локти, называть оттенки цвета, основные геометрические фигуры, подбирать слова, противоположные по смыслу- широкий- узкий, длинный- короткий, высокий- низкий и др.К концу обучения в логопедической группе почти все дети имеют достаточные навыки словообразование и словоизменения, умеют называть детёнышей животных, таких как, телёнок, ягнёнок, поросёнок,жеребёнок. Образовывать относительные прилагательные- посуда из металла- металлическая, сок из свёклы- свекольный и др., образовывать притяжательные прилагательные – чей хвост?- у зайца - заячий, у тигра- тигриный и др.В речи дети 7 лет уже умеют употреблять сложные предлоги – из-за, из-под.

    Развитые сукцессивные процессы, т.е. умение называть последовательность числового ряда, времен года, дней недели, месяцев не только по-порядку, но знать, какой день недели, месяц, время года будет после и перед названного, готовят к чтению, письму, счёту.

    Для того, чтобы подготовить ребёнка для письма в тетради в крупную клетку, необходимо сначала освоить крупное пространство, в младшей группе детского сада начинаем рисовать на больших листах и постепенно переходим к маленькому пространству, т.е. к работе в тетради в клетку.

    В настоящее время значительно увеличилось количество детей с дисграфиейи с дизорфографиейв школе. В логопедических группах детского сада проводится диагностика и профилактика этих нарушений письменной речи.

    Не все нарушения звукопроизношения отражаются на письме. Дефектное произношение звука на письме не отражается, а замены звуков приводят к ошибкам на письме. Пропуск букв в словах связан с незрелостью регуляторных процессов и способности к переключению. Для развития умения переключаться нужно выполнять упражнения из кинезиологии.  Упр. “Грибы”, “Чашка-блюдце”, “Колечки“ с движением в разные стороны, “Зайка- колечко”,   “ Кулак-ладонь”,  “Лезгинка” и др.

    Для грамотного письма должны быть сформированы пространственные представления (справа, слева). Несформированность пространственных представлений является риском по оптической дисграфии.

   Умение играть, с соблюдением правил, формирует умение применять орфографические правила.

   Своевременная профилактика дисграфии в детском саду помогает детям грамотно писать в школе.

март 2018г.

 

 

 

 

Учитель - логопед ГБДОУ № 120                                                                            Воспитатель ГБДОУ № 120

Селиванова Ольга Владимировна                                                                          Бородина Алёна Игоревна 

 

 

«Развитие речи ребёнка на пятом году жизни»

 

      Развитие диалогической речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи. В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы не были заняты, надо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его.

     Насколько разнообразнее, правильнее, богаче становится речь ребенка на пятом году жизни!Свои ответы он строит из двух-трех и более фраз, все чаще предложения становятся сложносочиненные и сложноподчиненные. Активный словарь быстро пополняется и составляет около 3000 слов. Ребенок  точнее излагает своим мысли, свободно общается как со взрослыми, так и с детьми.

    У детей 4-5 лет начинает проявляться тяготение к рифме.  Они даже пытаются  сочинять  собственные стихи, например: цыцыкуль, цыцыкуль, по горам идет Мигуль, придумывают слова, лишенные всякого смысла (кусяка – бузяка.) Это занятие помогает развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.

     Ребенок, хотя и начинает произносить все звуки правильно, но еще не всегда умеет их верно употреблять. У некоторых детей овладение новыми звуками сопровождается  недостаточной сформированностью умения правильно различать фонемы, близкие по звучанию. Дети часто смешивают  звуки, например: шумка ( сумка), жвезда (звезда), (шолныска) солнышко. Такие смешения на пятом году жизни представляют физиологическую норму, но при сохранении их после пяти лет,  необходимо проконсультироваться у логопеда.

     В этом возрасте следует продолжать  обогащать и расширять словарный запас ребенка, учить  его называть качества предметов (цвет, форма, величина, свойства предметов на ощупь, определять, из чего они сделаны)

    На этом этапе речевого развития важным является способность ребёнка к классификации и обобщению. То есть, умение объединять предметы в группы по какому-либо  признаку, а также исключать лишний предмет. Актуальными становятся такие игры, как «Раздели на группы», «Четвёртый лишний». Попробуйте вместе с ребёнком находить сходство и различие предметов: игры «Чем похожи предметы?», «Найди отличия».

    В этом возрасте у детей активно формируются  пространственные и временные понятия: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, справа- слева, впереди –сзади, наверху –внизу.

    Во время самостоятельной деятельности ребенка, рисования, лепки, конструирования чаще обращайте внимание на то где у ребёнка, изображены предметы на рисунке. Ребенок нарисовал дерево, дом, облако. Можно спросить: «А где на твоем рисунке дерево (внизу), облако ( наверху),  а где дом, по отношению к дереву ( справа или слева). (Когда заходит солнышко? – Вечером. Какой рукой ты рисуешь? – правой.)

   Учите  ребенка «украшать» предложения, используя прилагательные и наречия, пофантазируйте вместе: например «Смотри, какая лохматая собачка побежала! Как ты думаешь, куда она бежит? Есть ли у неё детки? Как их зовут, какие они?»

   Такое общение с ребёнком способствует формированию  правильной фразовой диалогической, а в последствии,  и самостоятельной связной речи.

апрель 2016г.

 

 

 

Учитель - логопед ГБДОУ № 120

Ольштинская Елена Александровна

 

Когда и как нужно учить ребёнка читать и писать?

 

    В соответствии с новым Законом «об образовании в РФ» и ФГОС ДО дошкольного обучения входит в систему общего образования РФ.

    Многие родители хотят, как можно раньше научить ребёнка читать и это умение является предметом особой гордости: “мой ребёнок знает все буквы“, “мой ребёнок уже умеет читать”.

    Буква- абстрактный предмет, лишённый смысла. В обучении необходимо идти от простого к сложному.

    Основные ошибки при обучении чтению:

·        Прежде чем начать изучать буквы, необходимо развить у ребёнка фонематический слух, т.е. умение слышать звуки речи. В норме к 5 годам у детей развивается фонематический слух.  С этого возраста нужно начинать учить ребёнка выделять заданный звук на фоне других звуков, слогов, слов в играх: “Хлопни в ладоши, когда услышишь “песенку тигра”, “песенку комарика” и т.д. Затем нужно учить детей подбирать слова на заданный звук, выделять звук из начала слов, определять место и количество звука в слове. Очень полезно играть в “Живые звуки”, т.е. называть отдельно звуки, например, «м, а, к» а дети должны соединить звуки в слово.

·        Буквы необходимо называть так же как звук (М, а не ЭМ, Ш не ША) до тех пор, пока ребёнок не будет знать все буквы и читать слова и предложения, иначе ребёнку будет сложно будет овладеть навыками слогослияния и прочитать слова, например, словомама  , будет читаться как “эмаэма” и т.д.  Если называть К-КА, Ш-ША, то словоКАША будет записано КШ с пропуском  гласных .

·        Чтение должно быть осознанным. При прочтении слова по слогам, ребёнок должен сам объединить слоги в слова, показать на картинке, или объяснить, как он понял слово. Очень часто приходится наблюдать, как родители учат читать детей, например, ребёнок читает: “ка-ран-даш” , мама радостно восклицает: “ карандаш!”, но при этом сам ребёнок ещё не успел соединить слоги в целое слово и  не   понял прочитанное.

·        Нельзя читать буквы, если ребёнок произносит соответствующие звуки неправильно, т.к. закрепляется неправильное произношение.

·        Писать только те слова, написание которых не расходится с произношением (МАК, МАЛИНА и т.д., но не МОЛОКО, ГРИБ, ВОДА, т.к. это слова со школьными орфограммами).

    Если у ребёнка хорошо развит фонематический слух, звукопроизношение, произвольное слуховое и зрительное вниманиеи память, наглядно-образное мышление и умение произносить правильно все звуки, то обучение чтению и письму не вызовет никаких трудностей. Но не все дети, которые рано научились читать любят читать в дальнейшем.  Желаем успехов!

 

  

 

Учитель-логопед ГБДОУ № 120

Логинова Людмила Александровна

 

Моделирование сказок

 

         Дорогие родители! Человечество встречает своё дитя сказками, учит его, развивает, дает ребенку знания из разных областей науки и  жизни.  Мышление ребенка развивается на наглядно-образном материале и в игре, в которой ребенок использует предметы-заместители. Модели и схемы помогут детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретики к абстрагированию. Вначале нужно обучиться составлению сказки по предметно-схематической модели.В качестве символов-заместителей при моделировании рассказов используются: предметные изображения, картинки, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), геометрические фигуры.Моделируя сказки, вы научите детей прятать сказочных героев в геометрические фигуры. Например, вы показываете три одинаковых розовых кружка. Вспомните с ребенком, какие сказочные герои спрятались в этих кружках. («Три поросенка»). Стоит вам показать три одинаковых по цвету (коричневых) кружка, но разных по величине – дети вспомнят  сказку  «Три медведя». Семь маленьких беленьких  одинаковых треугольников и один большой серый треугольник – дети узнают сказку «Волк и семеро козлят». Шесть уменьшающихся треугольников (квадратов, прямоугольников, овалов) – это, конечно же, «Репка». Так же, используя геометрические фигуры, можно моделировать сказки «Теремок», «Колобок», «Два жадных медвежонка». На основе сказки также придумываются задачки (кого или чего в этой сказке больше или меньше?), считалки (сосчитай сколько кого-то или чего-то), закрепляются знания о геометрических фигурах.Можно просто показать ребенку два предмета различной высоты и спросить, что это может быть. Предложите детям, чтобы они сами придумали свои варианты. Это будет интересно, весело и полезно!Уважаемые, родители, используйте  метод  моделирования сказок в процессе обучения детей рассказыванию! Таким образом, модель, состоящая из различных фигур или предметов, становится планом связного высказывания ребенка  и обеспечивает последовательность его рассказа. Овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети  планируют свою речь, запоминают стихи, обучаются алгоритмам поведения (правилам поведения на дороге, как правильно поливать цветы, как правильно одеваться, как вести себя в группе,  как правильно умываться…), изучаютматематику, ОБЖ и другие науки.

 

 

Учитель - логопед ГБДОУ № 120           

Логинова Людмила Александровна

 

"Мальчики и девочки - два разных мира" 

 

    НЕЙРОПЕДАГОГИКА - это новые научные подходы к обучению и воспитанию мальчиков и девочек в семье, в дошкольных образовательных учреждениях. У мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, а значит- им требуются разные программы обучения. С помощью нейропедагогики формируется творческая педагогика, хорошо понимающая ребенка и способная раскрыть творческие возможности мозга.

   Уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности, как игра.  Девочка в 1-1,5 года уже качает куклу, а мальчик ползает по полу с машинкой и громко гудит. Уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются. Родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, видимо их раздражает «излишняя» подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, все ломают и портят). Очередность созревания разных психических функций у мальчиков и девочек разные. Девочки раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие психики проходит на фоне «оречевления», а у мальчиков то же самое происходит еще на наглядно-образном уровне.

    В эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая-это необходимость сохранить то, что уже создано. И вторая-это необходимость прогресса. Эти две тенденции воплощаются в делении живых существ на мужские и женские особи, что дает выгоду в реализации обеих тенденций. Женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, цель его-по возможности не допустить их изменения. Мужской пол легко теряет старое и приобретает новое: что-то из этих приобретений может пригодиться в экстремальных условиях. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской на прогресс. Количество потомков, которое может дать существо женского пола, ограничено, тогда как мужской пол потенциально способен иметь огромное количество потомков. Поэтому природа «бережет» женский пол, а мужской ей не так «жалко». На особях мужского пола отрабатываются все «новинки»  эволюции. Разброс врожденных признаков у мужского пола значительно больше. Женщины, как бы более одинаковы. У мужчин больше и полезных и вредных мутаций (генетических отклонений). Логопедические группы большей частью состоят из мальчиков. Природа дала женским особям более широкую возможность меняться под влиянием внешних условий.  Набор признаков организма, сформировавшихся с учетом влияния внешней среды, называется фенотипом. Особи женского пола могут приспособиться за счет фенотипической изменчивости, сохраняя весь набор наследственной информации-генотипов. А особи мужского пола с таким же генотипом не могут так быстро и сильно измениться. Чтобы не погибнуть, они прибегают к поисковому поведению. Это для них жизненно важно, это тот выход, который им дала природа. И мозг у них крупнее,  более продвинут в развитии, но как расплата - и менее надежен, более раним. Поисковым поведением определяется и тяга самцов (в том числе и мужчин) к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованным предприятиям.

    Все эволюционно-прогрессивные признаки больше выражены у мужского пола. Удлинение периода детства - прогрессивный признак, и он больше выражен у мужских особей:  у мальчиков  детство длится дольше, чем у девочек. Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели.  А к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно около 2-х лет.  В начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек. Среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики.

    Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, веселый).

    Физиологическая сторона восприятия тоже различаются у мальчиков и девочек. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.

   Игры девочек опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

   Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы. Мальчикам нужно все предоставленное пространство, это нужно для их полноценного психического развития.  Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкафы. Мальчики в рисунках отражают большее пространство, рисуют схемы  дорог, городов (вид сверху). Девочки рисуют куколок, себя, предметы. Особенности мышления ярко проявляются именно в детском рисунке. Мальчики чаще рисуют технику, их рисунки наполнены движением. А девочки рисуют людей (чаще всего принцесс).

    Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему все великие ученые, художники, писатели-мужчины? Почему многие выдающиеся люди плохо учились в школе? Значит, мы не умеем учить мальчиков! Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек.

    А как мальчики и девочки отвечают на занятиях?

    Мальчик смотрит на стол, в сторону или перед собой, и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо воспитателю и, отвечая. Ищет у них в глазах подтверждение правильности её ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. В вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики задают вопросы ради получения информации.  А девочки для установления контакта со взрослым.

    Период врабатываемости в урок у детей зависит от пола. Девочки в начале занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности.  А девочки, наоборот, уже начали уставать. Учитель сразу заметит это, т.к. он уже не видит обращенных к себе лиц  девочек.  Он начинает снимать нагрузку,  урок  переходит в другую фазу. А мальчикам именно сейчас надо дать ключевой для урока материал. Но самое важное уже дано.  Урок закончен, но он не рассчитан для мальчиков.

    У девочек в младшем  школьном возрасте лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически и «забивают»  их в речевом плане. Но ответы более однообразны, и, видимо, мышление их однотипно.  Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить. Мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления её невелики. Женщины обычно лучше выполняют уже не новую, типовую, шаблонную работу, когда велики требования к тщательности, проработке деталей. Сначала профессию осваивали мужчины (вязание, поварское дело), а затем женщины доводили её до совершенства. Мужчинам не интересно изо дня в день делать одно и то же, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики. Психологи считают, что женщины превосходят мужчин в речевых заданиях. Даже изначально неречевые задачи они могут решать речевым способом. Мужчины превосходят женщин в видеопространственных умениях,  т.к. выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска.  Специальные исследования показали, что у мальчиков специализация правого полушария в отношении пространственных функций, пространственно-временной ориентации, а значит, и лучшая организация тех видов деятельности, где необходимо пространственное мышление, имеется уже в 6 лет, тогда как у девочек её нет даже к тринадцати годам. Речь лучше развита у женщин, но та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных  асссоциаций, решение кроссвордов-лучше представлена у мальчиков и мужчин. Это еще раз доказывает, что сильная сторона мужчин-способность к поиску нового нестандартного решения, к новаторству. В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, изобретательность.

     Женскому полу важно выжить, и  отбор шел на адаптируемость, воспитуемость.  Когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым. И справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему. Т.к. адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно.

     Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции. Резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность. Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков.  Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к её словам. Нет, он не равнодушен.  Он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он в отличие от мамы (сестры), не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Остановитесь! Ограничьте длину нотации, сделайте её более емкой по смыслу,  т.к. мозг мальчика очень  избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Часто родителей раздражает повышенная двигательная активность мальчиков, и они пытаются самыми разными способами ограничить её, не подозревая о том, что это наносит непоправимый ущерб не только двигательной функции ребенка, но и развитию его речи, мышления, памяти. Мальчика и девочку нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют, переживают. Нужно сохранить, раскрыть, развить их задатки, не повредить, не сломать-это зависит от нас с вами!

 

 

Учитель - логопед ГБДОУ № 120 

Дятлова Жанна Валентиновна

 

«Как хорошо уметь читать!»

 

      Ни для кого не секрет, что особой гордостью родителей является  ребёнок, умеющий читать ещё до школы. Как правило, родители считают детей готовыми к школе, если ребёнок умеет читать и считать. Ко мне, как к учителю-логопеду, довольно часто обращаются родители  с такими вопросами:  «У меня ребёнок все буквы знает, а читать не может», «Ребёнок читает, но не понимает смысла прочитанного» и так далее. Мне хочется предупредить некоторые ошибки, которые встречаются у родителей при обучении детей чтению и затрудняющие овладение чтением, помочь Вам без особых трудностей научить детей читать. Конечно, многое зависит от уровня сформированности у детей фонематического слуха (различение звуков речи), но иногда необходимо просто не путать ребёнка и тогда Вам будет казаться, что ваш сын или дочка научились читать сами.

    Итак, чем же можно помочь своим деткам?

  • Возраст 2-4 лет.

Советую играть со звуками и звучащими игрушками в такие простые, но очень полезные, игры:

- «Что ты услышал?» (закрыть глазки и послушать окружающие нас звуки, назвать, что услышал: шум дождя, гудение паровоза, шум проезжающей машины и т.д.)

- «Далеко или близко?» ( Машенька заблудилась в лесу и кричит АУ! Громко – значит Машенька близко, а если тихо, то далеко)

- «Отгадай кто позвал?» (  ребёнок закрывает глаза или отворачивается, а взрослые, дети окликают ребёнка по имени. Необходимо отгадать, кто позвал.)

- «Где звенел колокольчик? ( У ребёнка глаза закрыты, позвенеть колокольчиком над головой, за спиной, под ногами и т.д.)

- «Хлопни, как я» (Учить повторять простые ритмы- хлопать, топать, стучать погремушкой, в барабан  и т. Д.)

- « Что звучало?» ( Взять 3-4 звучащих игрушки и одной позвучать)

- «Кто кричал?» ( Фигурки и картинки животных спрятать за ширму и потом подать голос какого-либо животного. Ребёнок должен отгадать, кто кричал)

  • Возраст 5-6 лет

  Это возраст активного формирования фонематического слуха. Здесь необходимо играть уже со звуками речи, начиная с гласных звуков. Тут целесообразно показать и букву.

   Внимание! Звук  и буква – это разные понятия. Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. В русском языке 33 буквы, но 42 звука!

Многие буквы обозначают по 2 звука, например, буква  «М» (эм) обозначает твёрдый звук М и мягкий Мь.

В этой связи при знакомстве с согласными, необходимо произносить букву так, как она слышится в слове. Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например СЭ или РЭ или ЭР. Только коротко: С, Р.

 

Игры на развитие фонематического слуха:

- «Хлопни в ладошки, если услышишь заданный звук»

- «Хлопни в ладошки, если услышишь слово с заданным звуком»

- «Кто больше придумает слов с заданным звуком»

- «Цепочка слов» (по типу игры в города, только с разными словами)

- «Назови последний звук в слове» (слова, оканчивающиеся на согласный звук)

- «Назови первый звук в слове» (слова, начинающиеся на гласный звук)

    Хорошо будет, если вы приобретёте магнитную азбуку. Если ребёнок плохо запоминает буквы, то можно предложить игры: ощупать магнитную букву и угадать её, выложить букву из палочек, шнурочков, вылепить из пластилина, теста. Можно дописать букву на муке, манке, изменить букву. Для закрепления узнавания  буквы можно предложить находить нужную букву в газетном тексте и обводить её, искать букву на вывесках магазинов.

Внимание! Буква должна подкрепляться не одной, а множеством картинок на этот звук.

     И вот ваш малыш уже знаком с некоторыми гласными и согласными буквами, можно учить слиянию букв в слоги. Здесь наступает пора приобрести букварь Н.С. Жуковой и при наличии хорошего настроения начинать отрабатывать приёмы чтения, начиная с гласных АУ, УА, ИА, затем читают обратные слоги АП, АМ, затем прямые  ПА, МА…  Здесь важна систематичность и последовательность. Ежедневные занятия по 15 минут дадут больше эффекта, чем часовые занятия раз в неделю. Хороша игра «Измени словечко» с магнитной азбукой. (МУХА-МУКА)

     И, наконец, ваш ребёнок читает уже слова. Важно, чтобы  ребёнок понимал каждое слово, а для этого надо включать слова в предложения. Можно предложить дочитать какое-либо слово, предложение. И обязательно обсудить прочитанное.

 Детям легче читать книги с:

1.     делением слов на слоги

2.     красочными иллюстрациями

3.     небольшими главами

4.     крупным шрифтом

 

                             ЖЕЛАЕМ   УДАЧИ  В  ОБУЧЕНИИ!  

Дата последнего обновления страницы 16.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения