Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
Василий Александрович Сухомлинский
Детство … Время самых ярких впечатлений, самых искренних переживаний, самых удивительных - первых - встреч с этим миром. Наша задача: помочь ребёнку увидеть и полюбить безграничную красоту музыки.
Приобщение к музыке начинается с рождения: младенец слышит, как мама поёт ему колыбельную песню или радостно реагирует на потешку: «Ладушки ладошки» - улыбается и начинает хлопать в ладошки. Песня и музыка беспрерывно сопровождает его жизнь. Музыкальная культура раскрывает ребёнку высокие идеалы, открывает детям сказочный и волшебный свет в музыке.
Воспитательное значение музыки очень велико: она возбуждает чувство любви к окружающему миру, к родине, расширяют сферу чувств, и вводит ребёнка в свет искренних радостных переживаний.
Музыкальный руководитель ГБДОУ № 120
Василевская Ольга Валентиновна
Музыкально-дидактические игры в жизни детей.
Игра- обычное состояние детей. И как жаль, что у взрослых так часто не хватает времени и сил разделить с детьми это увлекательное занятие. Именно занятие, потому что в игре дети не только развлекаются, но и усваивают, отрабатывают те знания и навыки, которые им необходимы для дальнейшего обучения и развития.
А иногда взрослые просто не знают, как играть с детьми, тем более в музыкальные игры. А ведь всё не так сложно, даже для людей, не имеющих музыкального образования. Для примера приведу несколько музыкально-дидактических игр на разные возрастные группы, которые помогут детям понять, что звуки бывают высокие и низкие, т.е. развить звуковысотный слух.
Младшая группа: « Курица и цыплята»
Игровой материал: картинки или игрушки курицы и цыплят, кукла, металлофон, детское пианино
Ход игры: Вышла девочка Маша на прогулку и стала звать своих курочек и цыпляток покушать зёрнышки. Кого сейчас зовёт Маша? ( играем на инструменте высокие звуки) Зовёт Маша цыпляток. Они пищат тоненьким голоском. Как пищат цыплята? (Пи-пи-пи). А сейчас кого зовёт Маша? (играем на инструменте низкие звуки) Маша зовёт курочку. Курочка кудахчет низким голоском. Ко-ко-ко….(низким голосом).
Средняя группа: «Угадай кто поёт?»
Игровой материал: карточки или фигурки свиньи с поросёнком, коза с козлёнком, гусь с гусёнком, кошка с котёнком…
Ход игры: Взрослый поёт низким голосом за животное : Мяу-мяу! « Кто это поёт мама или ребёнок?» (мама кошка) Кладёт на карточку жетончик или фишку. « А сейчас кто поёт ?» (Взрослый поёт высоким голосом :га-га-га! « Это гусёнок поёт. Высокий голосочек у гусёнка.» Кладёт фишку на изображение гусёнка.
Старшая группа: «Чей голос?»
Игровой материал: карточки с изображением папы, мамы, сына.
Ход игры: Взрослый рассказывает о семье, показывает картинки и говорит, что все поют разными голосами. Папа–низким, мама–средним, сын–тоненьким, высоким. На слог: ля-ля-ля взрослый поёт любую мелодию высоким, средним и низким голосом и предлагает отгадать чей голос?
Подготовительная группа: «Учёный кузнечик»
Игровой материал: Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.
(высокий-низкий- высокий звук)
Ход игры: Взрослый показывает учёного кузнечика и картинки с изображением цветов. Цветы расположены в разных комбинациях: на одной высоте, один выше другой ниже, лесенкой. Примечание: Движение кузнечика соответствует звукам на мелодическом инструменте. Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую той музыке, которую сыграл взрослый. Кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику указки. Во время пения ребёнок сможет управлять кузнечиком, пропевая слова«Скок, скок…».
октябрь 2020
Музыкальный руководитель ГБДОУ № 120
Максимова Лариса Борисовна
Роль ритмического слуха в развитии речи детей раннего возраста
Человек начинает чувствовать ритм еще до появления на свет. Уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает малыша. Ученые заметили, что если напевать колыбельные еще не рожденному малышу, он запоминает их ритм. И родившись, легче успокаивается под «знакомые» ему мелодии. Вы можете не только петь малышу, но и поглаживать перед сном его спинку, ручки, ножки в ритме колыбельных, которые ему поёте.
Вы, наверняка, замечали, что когда укачиваете ребенка и напеваете ему колыбельную, руки сами движутся в ритме песенки. А когда рассказываете или поете малышу потешки, так и хочется в ритме песенки похлопать его ручкой, топнуть ножкой, слегка подбросить на коленках.
Как общее понятие, ритм— это равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т.п.); внутренняя организация музыкального, поэтического и др. произведения, основанная на чередовании звуков, движений; налаженный ход чего-либо, размеренность в протекании чего-либо (ритм жизни, режим дня, смена времен года, дня и ночи, и т.д.). Ритмичность заложена в человеке самой природой (режим дня, сезонные изменения ритма жизни).
Кроме того, развитое чувство ритма помогает двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит плавность и чёткость речи, артикуляция.
Характерные особенности ритма:
1. Внутренняя организация. Это означает, что ритм обладает способностью организовывать и упорядочивать хаотичные элементы;
2. Повторяемость. Характерной чертой ритма является чередование одних и тех же элементов;
3. Размеренность. Ритм обусловливает предсказуемость и налаженный ход чего-либо (например, режим дня или какая-либо деятельность).
Последовательно, начиная с первых младших групп, на каждом занятии работа над ритмом начинается с элементарных движений под музыку. Вовлечь ребёнка в активную работу позволяет игра. Поэтому, в младшем возрасте разминку необходимо проводить под музыку, сопровождаемую текстом, используя простые движения.
Развитие экспрессивной речи тесно связано с ритмом. Освоение речи начинается с усвоения ритмического контура слов, которые ребенок воспроизводит, еще не понимая их содержания. Сформированность чувства ритма, ритмических движений также считают основой развития речи, предпосылками, необходимыми для становления слогового состава слова.Замечено, что пение является своеобразной формой, в которой многие дети, не пользующиеся речью, получают возможность выразить свое состояние или произнести первые звуки или слова. Музыка дает ребенку первый толчок к тому, чтобы начать говорить. На музыкальных занятиях решаются и другие важныекоррекционные задачи, направленные на развитие речи детей: повышение речевой активности, развитие плавности, темпа и ритма речи, расширение словаря, развитие голоса, речевого дыхания, артикуляции, фонематического слуха. Использование великой силы музыки является эффективным и доступным средством в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Развивая чувство ритма у детей, большое внимание нужно уделять речевым упражнениям.
Перейдём к практическим упражнениям и играм для развития чувства ритма. Детей привлекает ритмика и созвучие стиха.
ИГРА: «Что в корзиночку моей?»
Воспитатель поёт, держит в руках корзинку с игрушками, накрытую платочком.
1. Что в корзиночке моей?
Отгадай-ка поскорей!Воспитатель достаёт лягушку
Как лягушка скачет?
Правильно, как мячик! Дети прыгают.
2. Что в корзиночке моей?
Отгадай-ка поскорей!
Толстый и мохнатыйдостаёт мишку
Мишка косолапый!Дети идут вразвалочку
3. Что в корзиночке моей?
Отгадай-ка поскорей!
Крошечка-трусишкадостаёт мышку
Серенькая мышка!Дети бегают мелкими шажками
Хитрая немножко
Ласковая кошка. Дети ходят пружинящим мягким шагом, мяукают.
5 …Беленький и чистый,
Заинька пушистый. Дети прыгают на двух ногах
6 …Маленькая птичка,
Звонкая синичкадети бегают, машут крыльями
7 …В шелковом жилете
Петушок наш — Петя. Важно ходят
8 …Драка-забияка
, Рыжая собака.Бегают, лают
Вначале музыкальный руководитель может использовать лишь некоторые игрушки (три-четыре), с каждым занятием добавляя новые, чтобы дети постепенно усваивали движения игры и в корзине всегда было что-то новое. Все движения дети выполняют по показу воспитателя. Музыкальный руководитель подбирает маленькие характерные фрагменты музыки для каждого персонажа.
ИГРА – ТАНЕЦ «КОРАБЛИКИ».
1. Ты плыви, плыви, корабликдети с корабликом в руке
По реке, по реке.Бегут по кругу за воспитателем
Ты поплавай, мой кораблик,
В ручейке, в ручейке.
Припев: Покачайся на волнеостанавливаются и ритмично
Весело, весело.Качают кораблик с «пружинкой»
Про кораблик мы споём
Песенку, песенку.
2. Вот поплыл кораблик сновабегут по кругу
По реке, по реке.
Ты поплавай, мой кораблик
В ручейке, в ручейке.
Припев: Покачайся на волнекачают, стоя на месте
Весело, весело.
Про кораблик мы споём
Песенку, песенку.
Воспитатель: Вот подул ветерокдети дуют на свой кораблик
Тихо, тихо, тихо
Вот подул ветерок
Тихо, тихо, тихо.
А сейчас, а сейчасвоспитатель размахивает
Сильный ветер сдует вас!султанчиком
(убегают с корабликом на стульчики, а воспитатель с султанчиком бежит за детьми.)
ИГРА :«Бери бубен»
Бубны лежат на полу по количеству детей. Дети стоят врассыпную по залу.
Мы гуляем, мы гуляемдети идут врассыпную
Себе бубен выбираем.
Мы гуляем, мы гуляем,
Себе бубен выбираем.
1,2,3, бубен ты себе бери! дети берут любой бубен
Дети играют на бубне сначала ладошкой ударяя по бубну, потом, поняв бубен, играют tremolo.
ИГРА-ТАНЕЦ :«ЛОЖКИ ДЕРЕВЯННЫЕ»
(на мелодию «Жили у бабуси.»)
1. Взяли в руки ложки
Постучим немножкостучат
Постучим от души
Наши ложки хороши!
2. Побежали ножки бегут
По лесной дорожке
Побежали малыши
В ручках ложки хороши.
3. Детки приседаютделают «пружинку», крутят ложками
Ложки отдыхаютна уровне груди
Как же детки хороши
Это наши малыши.
4. Где же ложки у ребятспрятали за спину
За спиною тихо спят.
Просыпайся, ложка,
Постучи немножко!На проигрыш снова стучат
ИГРА: «Кто живёт у бабушки Маруси?»
1. Кисонька- мурысонька,сидят, сложив ручки под щёчку
В уголке сидит.
Кисонька- мурысонька,
Мышек сторожит.
Мя-у, мя-у, мя-у.мяукают
2. Рыжая короваподставляют пальчики к голове и гуляют
У бабушки живёт.
Рыжая корова
Молочка даёт.
Му-у, му-у, му-у.мычат
3. Петушок весёлыйидут, поднимая ножки по залу,
Высоко сидит.размахивая «крылышками»
Петушок весёлый
На ребят глядит.
Ку-ка-ре-ку!Кричат: ку-ка-ре-ку!
4. Жёлтые цыпляткистучат пальчиками по ладошке
У бабушки живут.
Жёлтые цыплятки
Зёрнышки клюют.
Пи-пи-пи, пи-пи-пи.пищат
5. Тут собачка прибежалавоспитатель с игрушкой догоняет детей.
И зверюшек напугала.
Гав-гав-гав!
ИГРА-ТАНЕЦ: «Весёлые строители» Г.Ф. Вихаревой.
1. Заработала пила«пилят» ручками
И пошли у нас дела.
Пилим, пилим и поём
И совсем не устаём.
2. Колем, колем топоромсложив 2 руки «колют» дрова
Мелкие дровишки
Будут строить птичкам дом
Наши ребятишки.
3. Молоточком тук да туккулачок о кулачок стучат
Гвозди забиваем.
Мы для птичек строим дом,
Мы им помогаем.
4. Птичек крошками кормлюсыплют крошки
Птичек угощаю.
И сейчас на новоселье
В домик приглашаю.Зовут ручками
ИГРА: «Колобок».
Дети передают игрушку Колобка из рук в руки и приговаривают в ритме.
Лады, лады, ладушки,
Колобок для бабушки.
Колобок румяный
Получился славный.
Мы старались, мы пекли.
Ты его скорей лови.
(Под музыку дети продолжают передавать Колобка, а Лисичка в руках воспитателя, пытается его догнать)
В конце воспитатель говорит, что детки очень быстро передавали Колобка и Лисичка его не поймала. Или Колобок говорит:
«Спасибо, вам, детки, что помогли убежать от Лисички.»
Музыкальный руководитель ГБДОУ № 120
Максимова Лариса Борисовна
Кукольный театр
Кукольный театр существует очень давно. Чтобы молиться древним богам, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах, спинах слонов. Постепенно такие зрелища всё больше стали походить на театральные представления.В России в XVIIв. наиболее популярным кукольным театром был театр Петрушки. Петрушка - любимый герой, дававших представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. В XVIIIв. в России появился Петрушка - перчаточная кукла, которой управлял бродячий кукольник. Кукольный театр – вид театральных представлений, в которых действуют куклы, приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.
Дети в детском саду очень любят сами смотреть представления разного вида театров и участвовать в показе.
Игры в кукольный театр:
настольный театр
Театр на руке
Напольные куклы
Стендовый театр
верховыекуклы
Театр живой куклы
Театрализованная деятельность в детском саду — возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.
январь 2019 г.
Музыкальный руководитель ГБДОУ № 120
Ольга Валентиновна Василевская
Музыкально-дидактические игры в жизни детей дошкольного возраста
Игра- обычное состояние детей. И как жаль, что у взрослых так часто не хватает времени и сил разделить с детьми это увлекательное занятие. Именно занятие, потому что в игре дети не только развлекаются, но и усваивают, отрабатывают те знания и навыки, которые им необходимы для дальнейшего обучения и развития.
А иногда взрослые просто не знают, как играть с детьми, тем более в музыкальные игры. А ведь всё не так сложно, даже для людей, не имеющих музыкально образования. Для примера приведу несколько музыкально-дидактических игр на разные возрастные группы, которые помогут детям понять, что звуки бывают высокие и низкие, т.е. развить звуковысотный слух.
Младшая группа «Курица и цыплята»
Игровой материал: картинки или игрушки курицы и цыплят, кукла, металлофон, детское пианино
Ход игры: Вышла девочка Маша на прогулку и стала звать своих курочек и цыпляток покушать зёрнышки. Кого сейчас зовёт Маша? (играем на инструменте высокие звуки) Зовёт Маша цыпляток. Они пищат тоненьким голоском. Как пищат цыплята? (Пи-пи-пи). А сейчас кого зовёт Маша? (играем на инструменте низкие звуки) Маша зовёт курочку. Курочка кудахчет низким голоском. Ко-ко-ко… (низким голосом).
Средняя группа «Угадай кто поёт?»
Игровой материал: карточки или фигурки свиньи с поросёнком, коза с козлёнком, гусь с гусёнком, кошка с котёнком…
Ход игры: Взрослый поёт низким голосом за животное: Мяу-мяу! Кто это поёт мама или ребёнок?» (мама кошка) Кладёт на карточку жетончик или фишку. «А сейчас кто поёт?» (Взрослый поёт высоким голосом: га- га-га! «Это гусёнок поёт. Высокий голосочек у гусёнка.» Кладёт фишку на изображение гусёнка.
Старшая группа «Чей голос?»
Игровой материал: карточки с изображением папы, мамы, сына.
Ход игры: Взрослый рассказывает о семье, показывает картинки и говорит, что все поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким, высоким. На слог: ля-ля-ля взрослый поёт любую мелодию высоким, средним и низким голосом и предлагает отгадать чей голос?
Подготовительная группа «Учёный кузнечик»
Игровой материал: Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.
(высокий-низкий- высокий звук)
Ход игры: Взрослый показывает учёного кузнечика и картинки с изображением цветов. Цветы расположены в разных комбинациях: на одной высоте, один выше другой ниже, лесенкой. Примечание. . Движение кузнечика соответствует звукам на мелодическом инструменте. Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую той музыке, которую сыграл взрослый. Кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику указки. Во время пения ребёнок сможет управлять кузнечиком, пропевая слова «Скок, скок…».
март 2018 г.
Музыкальный руководитель ГБДОУ № 120
Максимова Лариса Борисовна
Элементарное музицирование как средство эмоционального развития ребенка
«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога»
Л. С. Выготский
Модернизация российской системы дошкольного образования ориентирована на повышение его качества, обновление содержания, повышение статуса игры как основного вида деятельности детей, проектирование новых форм работы с детьми, привлечение внимания к вопросам раннего развития ребенка.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают построение личностно-ориентированной модели воспитания, когда педагогический процесс основывается на взаимопонимании, сопереживании и эмоциональной отзывчивости субъектов общения, формулируют интегративные качества ребенка, где одним из главных выделено такое качество как эмоционально отзывчивый.
Особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка занимает искусство. Музыка, по мнению известного психолога Б.М. Теплова, благодаря своим особенностям, становится «эмоциональным познанием» и создает ни с чем несравнимые возможности для эмоционального развития ребенка.
Эмоциональная отзывчивость на содержание музыкального произведения – это одно из первых личностных качеств, которое развивается у малышей в процессе занятий музыкально-эстетическими видами деятельности.
Музыка — один из важнейших каналов эмоционально-образного познания ребёнком окружающей жизни, становления его личности (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.П, Радынова, П.А. Баренбойм, К.В. Тарасова, и др.). Она развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, А.Г. Костюк, Е.В. Назайкинский и другие).
Музыка, постоянный спутник человека с первых лет жизни, чрезвычайно близка эмоциональной натуре ребёнка (Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, А.В. Кенеман и др.). Современные исследования БьеркволлаЮн-Руана, свидетельствуют о том, что важнейшие составляющие языка музыки — звук, движение, ритм — доступны для слуховой чувствительности ребенка уже на эмбриональной стадии развития, а на первом году жизни ребёнок способен прислушиваться к мелодии и правильно воспринимать ее. (Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова, И. Л. Дзержинская, Т.С. Бабаджан и др.).
Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться в разных видах исполнительской и творческой деятельности детей (пении, игре на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.
Метод «элементарное музицирование» универсальный, используются в работе с детьми разного возраста и в различных видах деятельности на музыкальных занятиях, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, театрализации и т.д.
Элементарное музицирование дает возможность педагогам экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.
Использовать элементарное музицирование можно в таких творческих заданиях как:
1. озвучивание стихотворений и сказок;
2. озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птиц;
3. сочинение собственных рассказов и озвучивание их;
4. сочинение рассказов по репродукциям картин, собственных рисунков с последующим озвучиванием;
5. придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы.
Способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам.
Очень важно активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания.
Необходимо научить тонко чувствовать и понимать смысл текста и адекватно подбирать звуковые средства выразительности, осмысленно подбирая темп, динамику и регистр, тембр звучания.
При этом огромную роль играет стиль взаимодействия взрослого и ребенка, предполагающий творческое сотрудничество, совместный поиск, партнерские взаимоотношения, без показа способа выполнения того или иного задания.
Главное – удовольствие, которое получают дети, спонтанное выражение радости, которое сопровождает их деятельность на занятиях.